Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уменьшить нельзя увеличивать: цены на бензин являются заложниками конъюнктуры

Уменьшить нельзя увеличивать: цены на бензин являются заложниками конъюнктуры

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что внутренние российские цены на бензин и нефтепродукты в ближайшее десятилетие будут расти не выше общих темпов инфляции в стране и без каких-либо серьезных и ощутимых скачков.

Вопрос цен на бензин является актуальным для России

По мнению Артемьева, российский потребитель в ближайшие годы не прочувствует изменений внутренних цен на бензин, поскольку они будут идти либо ниже инфляции, либо двигаться вместе с инфляцией.

Кроме того, Артемьев отметил, что наблюдавшийся в последние годы рост отпускных цен на бензин был связан с тем, что государство наращивало акцизы и увеличивало налоги на эту отрасль.

В противном случае, по мнению Артемьева, цена на бензин в России даже снижалась бы, учитывая тот факт, что нефтяные котировки на мировом рынке находятся внизу.

Другой вопрос, что наши нефтяники недовольны тем фактом, что цены на бензин удерживаются в стране на низком уровне, что на деле является частью традиционной социальной политики российской власти и главной причиной того, что на стоимость нефтепродуктов в стране ограниченное влияние оказала девальвация рубля от 2014 года.

Цены на бензин в России могут пойти вверх

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что фактор современной «социальной» цены на бензин не может не сказаться на его будущей стоимости в России, поэтому заявление Артемьева насчет того, что стоимость бензина никуда не сдвинется – достаточно спорно.

«Нельзя говорить, что здесь все стабильно хотя бы из-за того, что у нас сейчас происходит реформирование системы налогооблажения, причем это напрямую затрагивает российский добывающий сектор экономики. Например, раньше в этом вопросе действовала так называемая двоичная система, т.е. компания извлекала определенные объемы нефти и платила налог на добычу полезных ископаемых. Если же компания вывозила добытую ею нефть за пределы России, то она здесь платила еще и экспортную пошлину. Теперь процесс изменился и основная налоговая нагрузка пойдет в контексте НДПИ», - констатирует Юшков.

Все эти изменения напрямую влияют на себестоимости бензина в России, поскольку, по мнению Юшкова, уменьшение экспортной пошлины вместе с ростом НДПИ, увеличивает стоимость внутренних затрат российских нефтяных компаний.

Налоговый маневр может повысить стоимость нефтепродуктов в России

«В итоге с уменьшением экспортной пошлины у нас сейчас увеличивают НДПИ, в следствие чего налоговая нагрузка перекладывается с экспорта непосредственно на нефтяную скважину. В плане бензина – это значит, что если раньше, заплатив половину своей налоговой нагрузки, российские компании могли отправить свою нефть на переработку, то теперь ситуация качественно изменилась. До последних изменений российские нефтепроизводители перерабатывали на своем заводе нефть, которая не облагалась всей полнотой налоговой нагрузки, и такая нефть была в контексте всех этих манипуляций сравнительно дешевой, теперь же ситуация в этом вопросе качественно изменится», - резюмирует Юшков.

По мнению Юшкова, в ситуации, когда все налоги перекинутся на скважину, российским компаниям придется оплачивать почти всю налоговую нагрузку сразу после добычи своих объемов нефти.

«Все это приведет к тому, что нефть будет автоматически дорожать, из-за чего данное заявление Артемьева выглядит очень странно, поскольку Минфин проводит налоговый маневр. Дело в том, что в результате этого добытая нефть для компаний внутри страны будет стоить дорого, что должно по идее привести к росту цен на нефтепродукты. Ведь компании не будут работать себе в убыток, поэтому вряд ли цены на бензин десятилетие будут стоять на месте», - заключает Юшков.

Другое дело, что до президентских выборов, как считает Юшков, российское правительство будет удерживать цены на этот важный продукт.

Многое здесь зависит от политики правительства

«При этом, если дело действительно будет обстоять таким образом, то подобное сдерживание будет носить искусственный характер, а уже в 2018 году цены на бензин начнут постепенно добирать свое. Точно также дело обстояло с тарифами и ценами на бензин в 2012 году, хотя нельзя говорить, что этот рост будет иметь слишком значительный характер, но все же он будет выше темпов инфляции, которые Минфин хочет иметь в ближайшие годы на уровне четырех процентов», - констатирует Юшков.

Юшков уверен, что все здесь зависит от того, какими темпами и каким образом будет развиваться ситуация с налоговым маневром – сначала в этом вопросе обещали снизить экспортную пошлину и повысить НДПИ, но в итоге дело здесь закончилось только повышением НДПИ, не говоря уже о том, что многое в этом вопросе будет зависеть от процентной ставки нашего Центробанка.

«Если они будут понижать эту ставку, то инфляция будет разгоняться, а бензин дорожать. Если не будут, то инфляция на все эти вопросы будет влиять в меньшей степени», - резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 05.12.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики