Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нигерия туда же: африканский газ собираются поставлять в Европу

Нигерия туда же: африканский газ собираются поставлять в Европу

 

Нигерия и Марокко планируют поставлять газ в Европу. В ходе визита короля Марокко Мухаммеда VI в Нигерию страны заключили соглашение о строительстве регионального газопровода. По нему планируется поставлять «голубое топливо» из Нигерии, чьи запасы оцениваются в более чем 5 трлн. кубометров, в Марокко и далее — в Европу.

«Обе стороны согласились изучить и принять конкретные шаги по продвижению проекта регионального газопровода, который соединит газовые ресурсы Нигерии, стран Западной Африки и Марокко», — заявил нигерийский министр иностранных дел Джеффри Ониема. Глава МИД сообщил, что газопровод даст и старт новым энергетическим проектам в странах, через которые пройдет. Финансирование проекта возьмут на себя Марокканский фонд национального благосостояния Ithmar Capital и Нигерийское государственное инвестиционное агентство (NSIA). Других деталей министр не привел.

Как сообщают марокканские средства массовой информации, речь идет о строительстве газопровода длиной 4 тыс. км по западному побережью Африки и Рабат уже получил согласие прибрежных стран, которых в зависимости от маршрута может быть до 13 государств. Проект может стать неким продолжением уже существующего морского Западно-Африканского газопровода, соединяющего Нигерию, Бенин, Тонго и Гану. Эту магистраль мощностью 5 млрд. кубометров в год и протяженностью 678 километров построили в 2008 году, но из-за обнаруженной излишней жидкости внутри сухопутной части газопровода ввели в эксплуатацию два года спустя. В 2012 году поставки газа по газопроводу были остановлены на год. Нигерийские пираты, пытавшиеся подняться на борт нефтяного танкера, повредили магистраль сброшенным в воду якорем.

«У Нигерии не так много возможностей для развития добычи с точки зрения ресурсов и безопасности, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Если бы они были, логичнее увеличить мощности СПГ. Но целый ряд таких проектов в Нигерии заморожен».

Африканская страна уже сегодня входит в пятерку крупнейших в мире экспортеров СПГ. Мощности терминалов страны составляют 30 млрд. кубометров и в прошлом году из Нигерии на мировой рынок, по данным ассоциации GIIGNL, поставили 27 млрд. кубометров. При этом большая часть газа досталась европейским потребителям. Например, нигерийское «голубое топливо» закупали итальянская Eni, французская Total и нидерландско-британская Shell, которые являются совладельцами главной нигерийской компании по управлению газовыми ресурсами и сжижению газа Nigeria LNG Limited. 

Говорить, однако, о том, что бизнес на сжиженном газе в Нигерии процветает, нельзя. Наоборот, низкие цены на газ ударили по экспорту СПГ и «заморозили» три проекта новых терминалов. Из них вышли все крупные международные компании.

Показательный пример, который ставит под сомнение реальность строительства газопровода в Марокко, считает Алексей Гривач, это замороженный проект по поставке нигерийского газа через пустыню Сахара в Алжир, откуда сейчас «голубое топливо» по нескольким газопроводам доставляется в Испанию через Марокко и Италию через Тунис. Мощность этой магистрали оценивали в 30 млрд. кубометров в год, а стоимость — в более чем $ 13 млрд. В конце 2009 года между Нигерией, Нигером и Алжиром был подписан даже межправительственный меморандум, однако из-за отсутствия средств и нестабильности региона из-за террористических атак проект «заморозили».

«Построить же более сложный с точки зрения количества транзитных стран газопровод в направлении Марокко, которое является маленьким рынком, будет крайне проблематично», — говорит Алексей Гривач. Эксперт предполагает, что анонсированием проекта, возможно, Марокко пытается оказать давление на Алжир, откуда сейчас получает газ для своих нужд.

Для Нигерии же объявление о строительстве газопровода может быть попыткой привлечь в страну инвесторов, которые не спешат в регион из-за террористических угроз.

«В остальном по проекту слишком много вопросов, так как газопровод требует огромных средств, которые у Марокко и Нигерии вряд ли есть, а стоимость газа будет слишком высокой для европейцев и он проиграет конкуренцию собственному СПГ, алжирскому трубопроводному газу и, уж тем более, российскому, — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Ситуация с Западно-Африканским газопроводом напоминает эксперту проект ТАПИ, который должен пройти из Туркменистана через Афганистан и Пакистан в Индию.

«Также есть ресурсная база и заинтересованность сторон. Вроде бы начато строительство с обеих концов. Однако, по большому счету, проект стоит. Никто не знает, как обеспечить безопасность газопровода в Афганистане, — говорит Игорь Юшков. — Похожая ситуация может случиться и с газопроводом из Нигерии, которая сама по себе является источником террористических угроз».

Напомним, что нефтегазовые объекты в дельте Нигера и даже платформы в океане становятся объектами атак местных группировок, которые нападениями в этом году обрушили добычу нефти в стране до уровня тридцалетней давности.

Источник: EADaily, 05.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики