Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России грозят новыми санкциями: ограничить Газпром и отказаться от закупок сырья

России грозят новыми санкциями: ограничить Газпром и отказаться от закупок сырья

Аналитические выкладки влиятельных вашингтонских экспертов и известного центра Atlantic Council в частности демонстрируют желание части американского истеблишмента к продолжению конфронтации с Москвой. Лайф изучил последний доклад «Атлантического совета» и разобрался, почему Запад хочет нанести удар по «Газпрому».

Ещё в 2014 году, когда Запад ввёл санкции против РФ, политические элиты Америки и Европы были уверены, что это ослабит и без того «разорванную в клочья» экономику России. На деле произошло как раз обратное. Санкции не только укрепили национальный дух, но и подняли экономику в стране. Владимир Путин в своём послании к Федеральному собранию указал на то, что прогресс, достигнутый в процессе импортозамещения в таких отраслях, как сельское хозяйство, военная промышленность, а также в целом технологическая вооружённость российской экономики, довольно существенен.

То, что санкциями Россию не запугать и не сломить, начали подозревать и на Западе. Авторитетный вашингтонский аналитический центр «Атлантический совет» подготовил доклад на тему того, насколько сказались санкции на России, с упором на политическую и экономическую системы государства. В исследовании представлен подробный анализ того, что произошло с российской экономикой, с упором на энергетический сектор. В частности, проводится анализ отменённых или испытывающих затруднения в реализации шельфовых проектов, сокращения объёма инвестиций, закрытия внешних кредитных рынков и эффект этого на внутреннем рынке России.

В том, повлияли ли санкции на российскую экономику по мнению американских исследователей, разбирался Лайф. 

Как всё начиналось

Первый пакет санкций, который внесли ещё в 2014 году, был узконаправленным, с целью оказать давление на ряд российских политиков, а также «некоторых близких друзей Владимира Путина через их бизнес».

Однако с тех пор санкции не раз продлевали и расширяли. Но, по мнению ряда политологов и политиков, попытки не увенчались успехом. Тем не менее стоит отметить, что в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016–2018 год», разработанном Центральным банком РФ, введённые против России санкции названы в числе главных факторов, которые будут препятствовать росту российской экономики в период 2016–2018 гг.

Чтобы не оказаться в проигрыше, российская сторона ввела ответные санкции, которые, по оценкам некоторых экспертов, ударили по Западу даже больше, чем их «вынужденные меры».

Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов отмечает, что «здесь речь даже не столько о том, кто насколько страдает от санкций, а что Европа может потерять Россию».

— Хотя санкции против России крайне ощутимы, особенно для Европы, в первую очередь здесь стоит обратить внимание на то, что Запад может просто потерять Россию. Сейчас, если Запад продолжит упорствовать в своём заблуждении в плане санкций, скорее всего, он потеряет Россию. А Россия начнёт не просто адаптироваться к этому, но и, ко всему прочему, реально собирать вокруг себя клуб недовольных, — заявил эксперт.

Изначально санкции, введённые против России, имели три цели: заставить Кремль изменить свой курс на Украине, постоянно повышать издержки для России в связи с её «агрессивными действиями» на постсоветском пространстве, а также для демонстрации общего отношения Запада к военной агрессии России.

Не спрятаться, не скрыться

Однако, как указывается в докладе «Атлантического совета», санкции не повлияли на российскую внешнюю политику. Например, изменять свой курс на Украине России нет смысла. «Стоимость содержания сепаратистских режимов в Донбассе сравнительно невелика и оценивается в порядка 1–1,5 миллиарда долларов, что составляет незначительную часть российского федерального бюджета». Указывается также и на то, что Россия готова платить такую цену в том числе и потому, что нынешний объём санкций является относительно приемлемым и все негативные эффекты на Россию от них уже исчерпаны.

Именно поэтому западные аналитики предлагают усилить давление на Москву по ряду направлений. Как пишут сотрудники «Атлантического совета», необходимо усилить персональные санкции, санкции против российских банков, включить туда все госбанки и их «дочки», увеличить издержки производства в российском энергетическом секторе, а также необходимо, чтобы западные компетентные органы, включая разведывательные службы, на постоянной основе публиковали отчёты о нарушениях Россией своих обязательств по Минску.

Любопытен ещё и тот факт, что «душить» Россию предлагают не просто западные эксперты, а не кто иной, как Сергей Алексашенко. Ещё в 90-е годы он был заместителем министра финансов РФ и одновременно первым заместителем председателя правления Центробанка РФ. Позже он занял активную антироссийскую позицию и не раз подвергал резкой критике Россию за её «агрессивную» внешнюю политику в отношении Украины.

Сам он, однако, заявил Лайфу, что не считает, что санкции необходимо усилить. А свой интерес к этой теме объяснил только тем, что его «попросили».

— Меня попросили сделать этот доклад, потому что в конце года Евросоюз собирается рассматривать вопрос о продлении санкций и, соответственно, в США приходит новая администрация, для которой эта тема тоже очень интересна. Я не являюсь тем человеком, который принимает решение в отношении санкций, меня просто попросили проанализировать, как это работает, и предложить те варианты усиления санкций, которые теоретически могут существовать, — рассказал эксперт.

На вопрос, как он относится к антироссийским санкциям, Алексашенко отметил, что он написал в своём докладе всё, «что хотел сказать».

А написал он как раз о том, что санкции необходимо ужесточить. Он пишет, что, если цель политики западных санкций против России заключается в том, чтобы изменить российскую политику на Украине, и если именно санкции должны оставаться в качестве предпочтительного рычага давления, то США и ЕС должны не только продлить срок действия санкций, но и усилить их.

— Только строгие и всеобъемлющие санкции могут оказать реальное влияние и изменить политику России на Украине, — заявляется в исследовании.

Также в противодействие подсанкционным персонам предлагается заморозить финансовые активы всех их родственников, «чтобы избежать перевода средств на родственников и таким образом обхода санкционного режима». Эксперты «Атлантического совета» отмечают, что необходимо уточнить критерии для определения конечных бенефициаров подсанкционных компаний, чтобы избежать обхода санкций посредством перерегистрации, а кроме того, усилить работу по содействию международной команде следователей по делу о крушении MH-17 с целью создания международного трибунала.

К тому же одним из основных условий продления санкций необходимо поставить их усиление против российских банков. Исследователь предлагает включить туда все госбанки, а также их «дочки», в Лондоне, Франкфурте, Вене и Нью-Йорке. Предлагается закрыть корреспондентские счета для того, «чтобы затруднить получение российскими госбанками платежей в фунтах, долларах, йенах и швейцарских франках».

Вместе с тем основной угрозой при реализации описанного атлантистами сценария является попытка дискриминировать «Газпром» на европейском рынке, применив против российского энергетического гиганта полный спектр секторальных санкций.

Также есть и неожиданные аспекты. Предлагается приложить усилия для того, чтобы увеличить издержки производства в российском энергетическом секторе. Для этого, вопреки прежней политике Европы, предлагается внести в европейский санкционный список «Газпром», а также полностью запретить трансфер западных технологий в критических для нефтедобычи аспектах. Ранее этот вопрос никогда не рассматривался, потому что это стратегически невыгодно для обеих сторон и в первую очередь для самой единой Европы, которая, в отличие от США, ведёт с Россией торговлю преимущественно как раз углеводородами.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович отмечает, что попытки применить санкционные ограничения к «Газпрому» уже имели место быть и в деятельность российского энергетического гиганта пытаются вмешиваться, применяя в том числе правила одностороннего правового регулирования, по аналогии с «Третьим энергетическим пакетом».

— «Газпром» уже находится под техническими и технологическими санкциями, но не под финансовыми. То есть «Газпром» до сих пор может деньги занимать на Западе. Американцы в своё время согласились с требованием Евросоюза, чтобы не давить слишком сильно на «Газпром» финансово и не вводить против него санкции по той причине, что Евросоюз всё-таки очень сильно зависит от российских поставок газа. Они составляют примерно 40% от всего газового импорта Европейского союза и треть потребления. Поэтому лишний раз ругаться с «Газпромом» Западу бы не хотелось, даже если наиболее жёсткие политики в Соединённых Штатах будут на этом настаивать, — рассказал эксперт.

Эксперты «Атлантического совета» предлагает запретить покупку углеводородного сырья у российских государственных компаний («Газпром», «Роснефть», «Башнефть» и т.д.) с целью радикального сокращения доходной базы российского бюджета. Он также отмечает, что необходимо наложить секторальные санкции на проекты, связанные с производством сжиженного газа, запретить экспорт западных технологий в сфере гидроразрыва пласта.

Как уже отмечалось выше, на Россию посредством дискриминации «Газпрома» и постоянных провокаций со стороны западных марионеток в Киеве оказывается постоянное давление — во-первых, чтобы снизить экспортные цены для европейских потребителей, а также чтобы вынудить «Газпром» содержать украинский транзитный коридор, поддерживая косвенно и украинский режим.

При этом мотивы американских «ястребов» понятны: проблемы «Газпрома», в том числе и навязанная «конкуренция» со стороны поставщиков сжиженного природного газа повысят издержки для европейской промышленности — в первую очередь германской — и сделает её продукцию менее конкурентоспособной по сравнению с американской. Пытаясь обойти эти потенциальные угрозы, «Газпром» диверсифицирует маршруты и строит диалог с рационально и прагматически мыслящими элементами в евроатлантическом сообществе, что выражается, в частности, в медленной, но неуклонной реализации проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», соглашение по которому накануне как раз подписали премьер Медведев и глава турецкого правительства Йылдырым, побывавший в Москве с рабочим визитом.

Международный эксперт Сергей Филатов считает, что пока трудно сказать, будут ли действительно усилены санкции против России.

— Потому что Запад впервые выдвинул политику впереди экономики. Была когда-то такая замечательная формула, что политика — это концентрированное выражение экономики. А сейчас они сами из-за санкций теряют большие деньги, по некоторым оценкам, товарооборот у России с Евросоюзом упал вдвое. Если в 2013 году, до санкций, его оценивали в четыреста с лишним миллиардов евро, то, получается, они потеряли сотню или полторы миллиардов точно. А это же бьёт по карману, особенно в условиях кризиса. И тем не менее политическая необходимость заставляет идти на такие убытки. Они пошли против той системы, которая работала десятилетиями. Получается, они вводят санкции себе в убыток. Поэтому как долго будут эти санкции — трудно сказать, — заявил эксперт.

Он также отметил, что в случае изменения политической атмосферы в Европе и прихода к власти адекватных лидеров санкционная политика будет с высокой степенью вероятности пересмотрена, особенно на фоне стремления избранной администрации США заключить с Россией некий пакт о перемирии и прекращении ненужной конфронтации.

Автор: Элина Хетагурова

Источник: Life.Ru, 08.12.2016

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики