Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ ценою в репутацию: Киев за «зимний пакет» может признать себя частью Африки

Газ ценою в репутацию: Киев за «зимний пакет» может признать себя частью Африки

Сегодня в бельгийской столице – городе Брюсселе, пройдет очередной раунд трехсторонних переговоров России, Европейской комиссии и Украины по вопросу обеспечения безопасного транзита природного газа через украинскую территорию в текущий зимний период.

Европа опасается проблем с транзитом российского газа

Известно, что государства Евросоюза, которые являются главными потребителями российского газа, обеспокоены проблемой недостаточной загруженности украинских газовых хранилищ, что, в свою очередь, делает возможными перебои с транзитом в случае резкого понижения температуры текущей зимой.

Отметим, что компания «Нафтогаз», которая на Украине отвечает за этот вопрос, требует от «Газпрома» подписания дополнительного соглашения к действующему с 2009 года контракту, чтобы вернуться к закупкам российского природного газа.

Киев требует от Москвы отказаться от условия take-or-pay, которое предусматривает предоплату всего закупаемой Украиной газа, причем это предложение, естественно, поддерживает и Еврокомиссия, и это неудивительно, поскольку Евросоюз системно пытается передать Москве все возможные издержки от любых украинских вопросов.

Другое дело, что «Газпром» ввел полную предоплату после событий на Украине зимы-весны 2014 года, когда украинцы на постоянной основе делали задержки в оплате за получаемый из России газ.

Это решение, кстати говоря, и стало катализатором всей этой газовой войны с бессмысленными попытками Украины создать по политическим причинам видимость «энергетического суверенитета» от России.

Россия требует Украину аннулировать решение своего суда

Интересно, что российская сторона действительно рассматривает вопрос подписания с Украиной дополнительного соглашения, но в ответ также требует от Киева ряд серьезных уступок.

В частности, есть информация, что здесь может быть поднят вопрос об отмене Киевом штрафа, который не так давно наложил на «Газпром» Антимонопольный комитет Украины по надуманным и откровенно абсурдным обстоятельствам.

Достаточно сказать, что общий объем этого «штрафа» вместе с пени уже составляет 6,4 млрд долларов, а правовым основанием являются некие нарушения, которые Комитет якобы обнаружил в деятельности нашей компании на украинском транзитном рынке газа.

При этом, «Газпром» не только является единственной компанией в мире, которая нуждалась в украинской газотранспортной системе, но и формально российский газ транспортировали в Европу украинские юридические лица.

Украинцам придется признать себя африканским государством

Естественно, этот иск полностью незаконен и подпадает под принципы соглашения о защите инвестиций и будет «разбит» в международном суде, но лишние разбирательства по этому поводу никому не нужны.

Тем более, если Украина пойдет на такой пункт, то признает политизировать не только этого решения Антимонопольного комитета, но и национального украинского суда – здесь нужно напомнить, что этот вопрос был подтвержден в Высшем хозяйственном суде Украине, который его де-юре официально «завизировал».

Примечательно, что украинцы сделали это «решение» даже основанием своего обращения в международный арбитраж, где у них шансов нет, что показывает судьба аналогичной литовской претензии к «Газпрому».

Кроме того, украинцы также требуют, чтобы в предмет этого соглашения не входили поставки природного газа в ДНР и ЛНР, а «Газпром» стоит на принципиальной позиции против предоставления какой-либо скидки для Украины, поскольку цена газа для Киева на деле составляет всего 180 долларов за тысячу кубометров, что значительно ниже среднерыночной цены для Евросоюза в 240 долларов США.

Предварительные условия сторон – маловыполнимы

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вокруг этих переговоров в Брюсселе ходит очень много слухов и их сложно предметно комментировать до тех пор, пока не будет решения или официального заявления сторон на предмет того, что действительно являлось предметом переговорного процесса.

«Впрочем, понятно, что украинцы в настоящее время хотят получить так называемый «зимний пакет» и чтобы к ним не применялись санкции за недобор газа, которые включены в условия контракта 2009 года. Вряд ли Россия пойдет на весь этот пакет, что показывает нам и слабовыполнимое требование со стороны Москвы отменить решение Антимонопольного комитета Украины, а также украинского суда. Непонятно, как министр энергетики Украины или глава «Нафтагоаза» могут пообещать нашему министру Александру Новаку выполнить это», - констатирует Гривач.

По мнению Гривача, это станет лишним подтверждением того, что и так ясно всем – данное решение Комитета, а также украинского суда носит исключительно политический характер, а его целью служит желание оказать определенное давление на предмет подобных переговоров.

Отсутствие репутации – это единственное конкурентное преимущество Киева

Конечно, репутация Украины от этого вряд ли пострадает – украинцам в этом плане хорошо, поскольку у них нет никакой репутации, но все равно Киеву придется как-то объяснять этот ход собственным гражданам, а также внутренним политическим оппонентам.

«Понятно, что Украина не сможет взыскать эти средства кроме как забрать российский транзитный газ на эту сумму, который идет через ее территорию из России в страны Евросоюза. Киев на такое действие вряд ли пойдет, но все-таки как бы намекает на это, что очень не нравится европейцам, особенно в силу других объективных украинских сложностей», - заключает Гривач.

Что касается отмены для Украины полной предоплаты за российский газ, то в случае такого согласия Москвы, как замечает Гривач, нам остается рассчитывать на честность Украины. Это, конечно, абсурд, поэтому здесь нужны четкие и конкретные гарантии со стороны европейцев, которые Брюссель не горит желанием давать.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.12.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики