Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-битва за Азию: почему России обещают победу над США

СПГ-битва за Азию: почему России обещают победу над США

Москва и Токио решили совершить прорыв в двухсторонних отношениях совместными экономическими проектами. Касается это не только спорных островов, но и Сахалина, у берегов которого добывают газ. Собственных запасов «голубого топлива», как известно, в Японии нет и он весь импортируется. А дальнейшее развитие проектов «Сахалин» позволит не только увеличить поставки газа в Японию, Россия получит возможность выиграть конкуренцию на рынке СПГ у США и Австралии. Об этом заявил, как передает ТАСС, операционный директор компании Mitsui & Co Хиротацу Фудзивара на бизнес-форуме в Токио, который проходит в рамках визита Владимира Путина в Японию.

«Рынок СПГ, который будет развиваться в Азиатско-Тихоокеанском регионе, усилит конкуренцию с Австралией и США, — сказал Хиротацу Фудзивара. — И для того, чтобы Россия могла выиграть в этой конкуренции, проект „Сахалин-2“ становится чрезвычайно важным».

Сегодня по двум очередям проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» поставляется 10−11 млн. тонн СПГ в год, 80% из них — в Японию. Введение же еще одной очереди «Сахалина-2» на базе месторождений проекта «Сахалин-3» позволит увеличить поставки СПГ в полтора раза — на 5−5,5 млн. тонн.

По данным Оксфордского института энергетических исследований, в 2015 году потребление СПГ на азиатском рынке составило 174,9 млн. тонн, в Японии — 85,1 млн. тонн. Поэтому объемы сахалинского газа не сделают погоды.

«Доля российского газа на японском рынке увеличится процентов до пятнадцати», — предполагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — И выиграть конкуренцию в данном случае означает не стать монополистом на рынке, а эффективно продать весь газ".

Эксперт отметил в беседе с корреспондентом EADaily, что выгодной чертой развития сахалинского проекта являются, например, понятные затраты, несложная для разработки ресурсная база, уже существующая инфраструктура и готовая площадка для 3-й очереди. С другой стороны, будущий спрос на газ в Японии может как увеличиться, так и снизиться. В Оксфордском институте энергетических исследований прогнозируют, что в благоприятном случае потребление СПГ вырастет на 6,6 млн. тонн к 2025 году, а в худшем — снизится на 21,5 млн. тонн.

Кроме того, после падения цен на газ и появления на рынке большого объема СПГ в Японии заговорили о том, чтобы отказаться от долгосрочных контрактов в пользу краткосрочных спотовых сделок, по которым в начале ноября, по данным Reuters, газ стоил почти на 30% дешевле.

«По себестоимости и транспортным расходам сахалинский газ находится сегодня вне конкуренции с австралийским и американским СПГ, — говорит Алексей Гривач. — Однако сахалинские проекты являются коммерческими и инвесторы должны заработать, а не только вернуть инвестиции. Кроме того, при таких проектах необходимы долгосрочные контракты, которые гарантируют спрос на газ».

В случае с «Сахалином-2» российским и японским компаниям, возможно, будет легче найти общий язык по формированию цены и объемам долгосрочных поставок, так как Mitsui & Co и Mitsubishi являются не только покупателями, но и участниками проекта «Сахалин-2». Как сообщил сегодня глава «Газпрома» Алексей Миллер, компании выстраивают взаимоотношения как стратегические партнеры по всей цепочке создания стоимости в газовом бизнесе и рассматривают возможность обмена активами.

Еще одной примечательной особенностью сотрудничества является то, что, например, японская Mitsui & Co обсуждает с российским холдингом инвестиции в проект «Сахалин-3», месторождения которого станут ресурсной базой для новой очереди завода СПГ проекта «Сахалин-2». Дело в том, что третий сахалинский проект является санкционным, так как США ввели отраслевые ограничения к Южно-Киринскому месторождению. Его запасы составляют более 700 млрд. кубометров и месторождение является самым крупным на блоке «Сахалина-3». Тем не менее, как сообщает ТАСС, Хиротацу Фудзивара заявил, что Mitsui & Co стремится не поддаваться влиянию санкций, наложенных на Россию странами Запада.

«Мы работаем в условиях санкций, которые были введены в отношении России странами Запада. Но наша компания стремится не поддаваться влиянию краткосрочных изменений, — подчеркнул представитель японской компании. — Мы действуем из расчета среднесрочных и долгосрочных перспектив».

Одно Южно-Киринское месторождение может выдавать ежегодно 20 млрд. кубометров газа, из которого получится чуть более 15 млн. тонн СПГ. Это почти в три раза больше, чем планируется для новой очереди «Сахалина-2». Поэтому «Газпром» планирует построить «Владивосток СПГ» и поставлять на рынок региона еще почти столько же газа, сколько и все три очереди «Сахалина-1» и «Сахалин-2» — 15 млн. тонн. Если по Японии в Оксфордском институте энергетических исследований предполагают как рост, так и снижение спроса, то в целом по Азии — увеличение потребления газа на 30 млн. тонн к 2025 году даже в наихудшем варианте. Эти прогнозы подтверждает и сообщение японского агентства Nikkei о том, что во Вьетнаме, Таиланде и Индонезии строятся новые терминалы СПГ, а в Сингапуре увеличивают мощность уже действующего.

Конкурентоспособность сахалинского СПГ можно сегодня оценить на примере Китая. Как уже сообщало EADaily, за 9 месяцев этого года Россия нарастила поставки газа в Китай в 3,8 раза. Речь, правда, идет лишь о 356 млн. кубометрах, но только потому что больше Россия поставить пока не может. По данным таможни КНР, при средней цене в $ 236 за тысячу кубометров он был дороже только туркменского трубопроводного газа ($ 185) и австралийского СПГ ($ 220).

Впрочем, как отмечает Алексей Гривач, рынок газа в Азии могут изменить не новые поставки СПГ из Сахалина, инвестиционные решения по проектам которых еще не приняты, а приход российского трубопроводного газа в 2019 году.

«Сила Сибири» даст возможность ежегодно экспортировать в Китай 38 млрд. кубометров и даже больше, — говорит замдиректора ФНЭБ. Кроме того, сегодня в Японии президент России Владимир Путин заявил, что сейчас изучается возможность строительства газопровода Сахалин-Хоккайдо.

Источник: EADaily, 16.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики