Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС не пойдет навстречу Польше в споре из-за Opal

ЕС не пойдет навстречу Польше в споре из-за Opal

Правительство Польши оспорило в Европейском суде решение Еврокомиссии о расширении доступа «Газпрома» к газопроводу Opal. Об этом заявила официальный представитель МИД Польши Йонна Вайда.

Польша скрывает корыстные интересы

В качестве причины обжалования польское правительство называет угрозу безопасности поставок газа в ЕС. По мнению властей Польши, расширение доступа к Opal противоречит принципу диверсификации и приводит к концентрации на одном источнике поставок газа.

«В реальности опасения Польши заключаются в том, что если Россия построит все обходные газопроводы – загрузит на полную мощность «Северный поток», построит «Северный поток-2», «Турецкий поток», то создастся профицит мощностей. Соответственно, Россия будет иметь возможность снижать приток через газопровод «Ямал – Европа», который проходит через Белоруссию и дальше, через Польшу – в Германию, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Польша считает, что из-за возможных конфликтов России и Белоруссии или России и Польши РФ начнет снижать загрузку этого маршрута. Соответственно, Польша будет получать меньше денег от транзита.

Это основная причина недовольства Польши, для которой статус-кво вполне удобен. Тем более, они имеют возможность поставлять газ еще и на Украину. А то, что они заявляют официально, – это абсурд. Россия не заключает новых контрактов на поставки газа – она перенаправляет газ по существующим долгосрочным контрактам. Никакого нового газа в Европу не придет. Польша говорит о том, что повышается риск безопасности поставок в Европу. Во-первых, почему что-то должно поменяться из-за изменения маршрута? Они не увеличат зависимость от российского газа из-за расширения доступа к газопроводу. Во-вторых, Польша с 2022 года хочет отказаться от долгосрочных контрактов с «Газпромом» на поставку газа. Так чего вы боитесь, если все равно хотите отказаться от долгосрочных контрактов? Польша пытается скрыть свои исключительно коммерческие интересы и предлагает всевозможные абсурдные варианты. Те, которые уже затерлись в диалоге с Евросоюзом.

Например, европейцы говорят, что хотят диверсифицировать поставки газа. Но в итоге, когда они смотрят экономику и безопасность маршрутов, все равно Россия остается наиболее привлекательным вариантом, и эта зависимость возрастает и возрастает. А Польша придумывает аргументы, которые болезненно воспринимаются в Евросоюзе. Среди них – любая тематика монопольного положения, зависимости, «энергетических дубинок». Сейчас они будут поднимать все эти мифы, потому что на них очень активно реагирует Европарламент и все остальные брюссельские чиновники».

Страх за транзит не позволит ЕС пойти против «Газпрома»

Opal – газопровод в Германии, который является сухопутным продолжением «Северного потока», по нему российский газ поступает в Германию, минуя транзитные страны. Из-за ограничений европейских регуляторов труба была загружена лишь на 50%, расширения доступа к Opal «Газпром» добивался в течение нескольких лет. В октябре Еврокомиссия приняла решение вывести Opal из-под норм третьего энергопакета и предоставить «Газпрому» стопроцентный доступ к газопроводу, что вызвало резкую критику Украины и Польши. Президенты Украины и Польши Петр Порошенко и Анджей Дуда выступили с совместным заявлением о том, что это решение Еврокомиссии может создать риск для поставок газа между Украиной и Польшей.

«Тут есть один момент. Когда Польша борется против России или европейских компаний, поддерживающих Россию, – это одно. А когда она борется с Еврокомиссией – это совсем другое. Здесь уже европейцы борются с европейцами, поэтому возникает вопрос: кто победит – Польша или Германия? Внутри Евросоюза, я думаю, у Германии лоббистских мощностей побольше.

Кроме того, важную роль играет то, когда начнется рассмотрение дела по существу. Если оно затянется и будет рассматриваться уже после зимы, тогда шансы поляков повышаются. Потому что сейчас, зимой, естественно, никто не будет давить на Россию и снова на 50% перекрывать Opal. Решение о расширении доступа «Газпрома» к Opal позволяет снизить риски прохождения отопительного сезона. Почему Еврокомиссия разрешила сделать это накануне зимы? Потому что европейцы боятся, что Украина будет незаконно проводить отбор газа и повторится история 2009 года, когда прекращался транзит через Украину. ЕС опасается этого, видя, что Украина занимает неадекватную позицию. Пока зима не пройдет, никаких антироссийских решений по газу точно предпринято не будет», – подводит итог Игорь Юшков.  

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 19.12.2016

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики