Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск хочет быть регионом России: на что еще готов Лукашенко ради дешевого газа?

Минск хочет быть регионом России: на что еще готов Лукашенко ради дешевого газа?

Внутренние долги белорусских предприятий за газ соотносятся с общей задолженностью Минска перед Россией и составляют около 300 млн долларов. На фоне столь серьезной задолженности Белоруссия не оставляет попыток договориться с «Газпромом» о дополнительном снижении цен за российский газ. 

Цена российского газа для Минска

Премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков отмечает, что страна хочет получать российский газ по тем же ценам, что и регионы России, граничащие с Белоруссией. По его словам, если Россия не может поднять у себя цены до уровня белорусских, то нужно снизить белорусские цены до российских.

«Надо решать вопрос ступенчато. Во-первых, надо разобраться с долгом - Минск должен закрыть долговые обязательства перед «Газпромом», и только потом обсуждать цену и возможности равнодоходности рынка. Такие тенденции в принципе намечаются, но эта история не сегодняшнего дня.

Хоть мы и говорим о возможной проекции союзного государства на энергетические рынки, но такие вещи мы начнем обсуждать плотнее и применять на практике только после 2020 года. Все разговоры тормозятся сегодня из-за долгов по предыдущим поставкам. Этот момент мешает выстраивать дальнейшие стратегические линии по энергетической кооперации Москвы и Минска», - объясняет «Экономике сегодня» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

По словам эксперта, мы уже неоднократно слышали обещания Минска погасить задолженность. «Видимо, Белоруссия хочет увязать погашение долга с преференциями по газовым ценам. Пока этот переговорный процесс ведется, просто не столь активно. Я думаю, что до конца декабря еще будет раунд-другой переговоров и, возможно, мы услышим детали, способные прояснить ситуацию», - продолжает наш собеседник.

Белоруссии надо искать взаимовыгодные решения

Кобяков же считает, что нынешняя цена на газ для Белоруссии напрямую сказывается на конкурентоспособности товаров, производимых в стране, что усиливает давление на экономическую ситуацию.

«Конъюнктурно газ для Минска и сейчас более дешев, чем для европейского потребителя в целом. Белоруссия получает один из самых дешевых энергоносителей на постсоветском пространстве в сравнении с другими странам. Ценник остается даже не приемлемым, а комфортным. Говорить здесь, что мы своей ценой на энергоносители наносим урон экономики Белоруссии или сдерживаем ее, не совсем верно.

Понятно, что чем дешевле, тем лучше, но с другой стороны мы должны выстраивать партнерские отношения и находить взаимные пути, искать кооперации. «Газпром» тоже не может позволить себе терять прибыли. Хоть «Газпром» и является государственной компанией, тем не менее половина его пакета остаётся в руках частных акционеров», - резюмирует Пасечник.

Заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев считает, что если белорусская сторона хочет равенства, то пусть оно будет во всем, начиная от предоставления своего экономического потенциала для бизнесменов из России. Согласно документу о вхождении  Белоруссии в ЕАЭС, равные цены на энергоносители предусмотрены с 2025 года, но, как считает эксперт, Лукашенко хочет ускорить этот процесс в силу критического состояния экономики страны.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики