Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск хочет быть регионом России: на что еще готов Лукашенко ради дешевого газа?

Минск хочет быть регионом России: на что еще готов Лукашенко ради дешевого газа?

Внутренние долги белорусских предприятий за газ соотносятся с общей задолженностью Минска перед Россией и составляют около 300 млн долларов. На фоне столь серьезной задолженности Белоруссия не оставляет попыток договориться с «Газпромом» о дополнительном снижении цен за российский газ. 

Цена российского газа для Минска

Премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков отмечает, что страна хочет получать российский газ по тем же ценам, что и регионы России, граничащие с Белоруссией. По его словам, если Россия не может поднять у себя цены до уровня белорусских, то нужно снизить белорусские цены до российских.

«Надо решать вопрос ступенчато. Во-первых, надо разобраться с долгом - Минск должен закрыть долговые обязательства перед «Газпромом», и только потом обсуждать цену и возможности равнодоходности рынка. Такие тенденции в принципе намечаются, но эта история не сегодняшнего дня.

Хоть мы и говорим о возможной проекции союзного государства на энергетические рынки, но такие вещи мы начнем обсуждать плотнее и применять на практике только после 2020 года. Все разговоры тормозятся сегодня из-за долгов по предыдущим поставкам. Этот момент мешает выстраивать дальнейшие стратегические линии по энергетической кооперации Москвы и Минска», - объясняет «Экономике сегодня» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

По словам эксперта, мы уже неоднократно слышали обещания Минска погасить задолженность. «Видимо, Белоруссия хочет увязать погашение долга с преференциями по газовым ценам. Пока этот переговорный процесс ведется, просто не столь активно. Я думаю, что до конца декабря еще будет раунд-другой переговоров и, возможно, мы услышим детали, способные прояснить ситуацию», - продолжает наш собеседник.

Белоруссии надо искать взаимовыгодные решения

Кобяков же считает, что нынешняя цена на газ для Белоруссии напрямую сказывается на конкурентоспособности товаров, производимых в стране, что усиливает давление на экономическую ситуацию.

«Конъюнктурно газ для Минска и сейчас более дешев, чем для европейского потребителя в целом. Белоруссия получает один из самых дешевых энергоносителей на постсоветском пространстве в сравнении с другими странам. Ценник остается даже не приемлемым, а комфортным. Говорить здесь, что мы своей ценой на энергоносители наносим урон экономики Белоруссии или сдерживаем ее, не совсем верно.

Понятно, что чем дешевле, тем лучше, но с другой стороны мы должны выстраивать партнерские отношения и находить взаимные пути, искать кооперации. «Газпром» тоже не может позволить себе терять прибыли. Хоть «Газпром» и является государственной компанией, тем не менее половина его пакета остаётся в руках частных акционеров», - резюмирует Пасечник.

Заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев считает, что если белорусская сторона хочет равенства, то пусть оно будет во всем, начиная от предоставления своего экономического потенциала для бизнесменов из России. Согласно документу о вхождении  Белоруссии в ЕАЭС, равные цены на энергоносители предусмотрены с 2025 года, но, как считает эксперт, Лукашенко хочет ускорить этот процесс в силу критического состояния экономики страны.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики