Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Турция может столкнуться с ужесточением позиции РФ по цене на газ

К. Симонов: Турция может столкнуться с ужесточением позиции РФ по цене на газ

Турецкие власти национализировали доли «Газпрома» в Akfel Holding

Турция лишила «Газпром» его крупнейшего трейдера в стране, национализировав в начале декабря Akfel Holding. Об этом пишет газета «Коммерсант». Доли «Газпрома» в холдинге были отданы в собственность государства на почве подозрений в связях с организацией Фетхуллаха Гюлена (признана в Турции террористической).

О том, что власти Турции взяли под контроль и сменили совет директоров Akfel Holding, стало известно 6 декабря, но тогда статус российских инвестиций был неясен. Предметных пояснений «Газпрому» турецкая сторона не дала. Своим экспертным мнением о том, к чему могут привести действия Турции, и как это может отразиться на проектном взаимодействии между странами, поделился с Накануне.RU генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— История достаточно неприятная. Однако не думаю, что этот шаг приведет к какому-то «суперкризису» в наших отношениях и развалит все совместные проекты, в том числе и «Турецкий поток».

Если мы вспомним, этот проект и начинался в условиях коммерческих споров с Турцией. Тогда, правда, речь шла не о собственности, а о стоимости газа. «Газпром» на данном этапе ведет коммерческий спор относительно цены поставок, и он будет продолжен и дальше.

Мы понимаем, что Турция достаточно жестко поступила с «Газпромом», хотя у корпорации там не самая крупная доля. Но все-таки это актив «Газпрома», он защищен межправсоглашением. В этом плане предстоит выяснять детали.

«Турецкий поток» — это крупный проект, уже выбран подрядчик по первой ветке, и он будет реализован, несмотря на все шероховатости. Прежде всего, потому, что «Турецкий поток» нужен самой Турции не меньше, чем России. Первая нитка является трубой, которая замещает поставки российского газа в Турцию через Украину.

Если возникнет кризис в отношении с Украиной, а он может возникнуть не по нашей вине, то Турция пострадает и лишится определенных объемов газа. Суд Киева недавно выписал штраф в размере 6 млрд «Газпрому», и в любой момент может начаться изъятие газа в счет обеспечения этого риска, что будет грубейшим нарушением нашего договора. Думаю, турецкая сторона это прекрасно понимает и не сорвет проект, который уже испытывал влияние политической турбулентности, но устоял.

Второй момент связан с тем, что еще не закончилось разбирательство по цене на газ. Если раньше «Газпром» шел на уступки турецкой стороне, то сейчас его позиция может оказаться более жесткой. В этом плане мы можем компенсировать потери через цену. Да, у Турции есть оправдания, что якобы холдинг имеет отношение к организации Фетхуллаха Гюлена. Но мы то никакого отношения к ней не имеем и непонятно, за что мы должны страдать. Безусловно, Турция может столкнуться с ужесточением позиции России по ценовому вопросу.

«Газпром» может задействовать и правительственные механизмы. Есть договор о защите инвестиций, мы можем занять принципиальную позицию и в судах доказывать правоту. Но в такой ситуации, на мой взгляд, коммерческий фактор окажется более важным, чувствительным. Это серьезный инструмент — наличие возможности оказывать влияние через цену.

Помимо прочего, это повод задуматься и европейцам. Поведение Турции — это не только вызов нам, но и определенный сигнал Брюсселю, например, как лучше строить вторую нитку ТП. Этот вариант еще открыт. Россия готова построить эту нитку через Турцию, но если она будет использовать эту трубу, как элемент давления на Евросоюз, это будет проблема ЕС. Он должен будет задуматься, как ему оптимальнее видится вторая черноморская нитка проекта, ведь она может пойти и через Болгарию. Европейцы и сами активно строят трубы через Турцию — проект TANAP. Вопрос к ЕС, насколько защищены будут инвестиции, как будет функционировать этот газопровод.

Тем не менее, не вижу чрезмерного драматизма в ситуации. У нас есть определенные рычаги давления на Турцию, потому что система продажи газа предполагает, что продавец и покупатель взаимозависимы. Заменить Россию у Турции не выйдет — мы слишком крупный поставщик. Никаких вариантов у турецкой стороны не просматривается ни в виде СПГ, ни в виде иранского газа. Это все фантазии. Но и для нас Турция — крупный игрок, который стабильно входит в тройку ключевых потребителей газа. Уверен, эта взаимозависимость позволит нам найти общие точки взаимодействия. 

С Турцией у нас отношения не самые простые. Да, преодолен кризис после крушения самолета, и мы резко развернулись в сторону друг друга, но при этом остаются разногласия. Яркий пример — Сирия. Мы по-разному смотрим на многие вопросы в этом плане. Убежден, что двусторонние отношения будут испытывать тесты. Не исключаю, что не все в Турции довольны перезагрузкой наших отношений. Не надо воспринимать наши отношения как дорогу, устланную розами. Своего рода тестом можно считать и трагическую ситуацию с послом России в Турции. Но думаю, что спорные моменты будут урегулированы.

Источник: Накануне.Ru, 20.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики