Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск предъявил Москве новый тариф

Минск предъявил Москве новый тариф

Россия и Белоруссия не договорились о цене транзита нефти

Белорусские власти планируют с 1 февраля повысить тариф на прокачку российской нефти. Само повышение с Москвой не согласовано. По словам экспертов, это может привести к ограничению поставок нефти на белорусские НПЗ. Аналитики также отмечают, что нефтяной спор не может быть полностью урегулирован без достижения компромисса в вопросе цены и долга за российский газ.

Россия и Белоруссия не смогли прийти к окончательному соглашению по поводу тарифов на транспортировку российской нефти через белорусскую территорию. Об этом в четверг сообщило РИА «Новости» со ссылкой на заявление министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии (МАРТ).

«В соответствии с методикой (механизмом) изменения тарифов на услуги по транспортировке (транзиту) нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Белоруссии, была достигнута договоренность по размеру индексации тарифов между ПАО «Транснефть» и ОАО «Полоцктранснефть Дружба» на 11,76%, — говорится в постановлении МАРТ. — Между тем договоренность между ПАО «Транснефть» и ОАО «Гомельтранснефть Дружба» достигнута не была».

Белорусская сторона предупредила, что, если стороны не смогут достичь договоренности, с 1 февраля тарифы на услуги ОАО «Гомельтранснефть Дружба» будут проиндексированы на 7,7% вместо предложенных «Транснефтью» 5,8%. 

Представитель «Транснефти» в четверг был недоступен для комментариев.

Спор по поводу транзита начался еще в конце сентября прошлого года, когда Белоруссия в одностороннем порядке повысила тариф в среднем на 50%. «Транснефть» тогда заявила, что это нарушает межправительственное соглашение.

Позднее, в ноябре, российская нефтепроводная монополия сообщала, что речь идет уже о росте на 20,5% (МАРТ отменило собственное раешение о 50-процентном увеличении), но и с таким увеличением ставки транзита «Транснефть» не согласилась. В конце декабря российская сторона направила Белоруссии собственные предложения, которые считает экономически обоснованными. Речь шла как раз о росте тарифа на 11,76 и 5,8%.

В конце 2016 года глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко сообщил, что переговоры продолжатся в 2017 году.

Рост стоимости услуг ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на 7,7% будет означать увеличение тарифа на прокачку по магистральному нефтепроводу Унеча (Высокое) — Адамова Застава с 267,31 до 297,9 руб. за тонну (без НДС), а по маршруту Унеча (Высокое) — Броды — со 114,82 до 123,66 руб. за тонну.

Рост по сравнению с предложением «Транснефти» выглядит незначительным, но, как говорит начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, Белоруссия не заинтересована в обострении ситуации.

«На несогласованный рост транзитных тарифов Россия может ответить ограничением поставок нефти на белорусские НПЗ», — предупреждает эксперт.

По его словам, для нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии такой сценарий станет серьезным испытанием, так как Россия в этих поставках является монополистом (собственную нефть Белоруссия отправляет исключительно на экспорт). Но проблема, по словам Пасечника, не только и не столько в нефти.

«Вопрос российско-белорусских энергетических отношений должен решаться комплексно, — поясняет аналитик. — Свое слово еще должен сказать «Газпром».

Дело в том, что, с одной стороны, Белоруссия по-прежнему не погасила долг за российский газ. По данным «Газпрома», только за первые девять месяцев 2016 года задолженность составила $340 млн. Долг образовался из-за того, что белорусская сторона платила не по выставленным Россией счетам, а по той цене, которую считала справедливой ($73 вместо $132 за 1 тыс. куб. м). Кстати, внутренняя задолженность белорусских потребителей газа составляет $300 млн.

В середине декабря сообщалось, что Белоруссия готова погасить долг, но лишь при условии, что Россия будет ежегодно выплачивать ей компенсации за высокие газовые цены на общую сумму $300 млн.

Вопрос газовых цен является второй проблемой в газовых отношениях с Белоруссией. В конце декабря премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков в интервью Reuters говорил, что Минск хочет закупать газ по внутрироссийской цене (как раз около $73).

При этом белорусский президент Александр Лукашенко еще в октябре говорил, что все нефтегазовые споры с Россией урегулированы. Но Россия на официальном уровне это так и не подтвердила.

Александр Пасечник полагает, что вопрос нефтяного транзита Минск пытается использовать для укрепления своих переговорных позиций при обсуждении газовых разногласий.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 05.01.2017 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики