Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск предъявил Москве новый тариф

Минск предъявил Москве новый тариф

Россия и Белоруссия не договорились о цене транзита нефти

Белорусские власти планируют с 1 февраля повысить тариф на прокачку российской нефти. Само повышение с Москвой не согласовано. По словам экспертов, это может привести к ограничению поставок нефти на белорусские НПЗ. Аналитики также отмечают, что нефтяной спор не может быть полностью урегулирован без достижения компромисса в вопросе цены и долга за российский газ.

Россия и Белоруссия не смогли прийти к окончательному соглашению по поводу тарифов на транспортировку российской нефти через белорусскую территорию. Об этом в четверг сообщило РИА «Новости» со ссылкой на заявление министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии (МАРТ).

«В соответствии с методикой (механизмом) изменения тарифов на услуги по транспортировке (транзиту) нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Белоруссии, была достигнута договоренность по размеру индексации тарифов между ПАО «Транснефть» и ОАО «Полоцктранснефть Дружба» на 11,76%, — говорится в постановлении МАРТ. — Между тем договоренность между ПАО «Транснефть» и ОАО «Гомельтранснефть Дружба» достигнута не была».

Белорусская сторона предупредила, что, если стороны не смогут достичь договоренности, с 1 февраля тарифы на услуги ОАО «Гомельтранснефть Дружба» будут проиндексированы на 7,7% вместо предложенных «Транснефтью» 5,8%. 

Представитель «Транснефти» в четверг был недоступен для комментариев.

Спор по поводу транзита начался еще в конце сентября прошлого года, когда Белоруссия в одностороннем порядке повысила тариф в среднем на 50%. «Транснефть» тогда заявила, что это нарушает межправительственное соглашение.

Позднее, в ноябре, российская нефтепроводная монополия сообщала, что речь идет уже о росте на 20,5% (МАРТ отменило собственное раешение о 50-процентном увеличении), но и с таким увеличением ставки транзита «Транснефть» не согласилась. В конце декабря российская сторона направила Белоруссии собственные предложения, которые считает экономически обоснованными. Речь шла как раз о росте тарифа на 11,76 и 5,8%.

В конце 2016 года глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко сообщил, что переговоры продолжатся в 2017 году.

Рост стоимости услуг ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на 7,7% будет означать увеличение тарифа на прокачку по магистральному нефтепроводу Унеча (Высокое) — Адамова Застава с 267,31 до 297,9 руб. за тонну (без НДС), а по маршруту Унеча (Высокое) — Броды — со 114,82 до 123,66 руб. за тонну.

Рост по сравнению с предложением «Транснефти» выглядит незначительным, но, как говорит начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, Белоруссия не заинтересована в обострении ситуации.

«На несогласованный рост транзитных тарифов Россия может ответить ограничением поставок нефти на белорусские НПЗ», — предупреждает эксперт.

По его словам, для нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии такой сценарий станет серьезным испытанием, так как Россия в этих поставках является монополистом (собственную нефть Белоруссия отправляет исключительно на экспорт). Но проблема, по словам Пасечника, не только и не столько в нефти.

«Вопрос российско-белорусских энергетических отношений должен решаться комплексно, — поясняет аналитик. — Свое слово еще должен сказать «Газпром».

Дело в том, что, с одной стороны, Белоруссия по-прежнему не погасила долг за российский газ. По данным «Газпрома», только за первые девять месяцев 2016 года задолженность составила $340 млн. Долг образовался из-за того, что белорусская сторона платила не по выставленным Россией счетам, а по той цене, которую считала справедливой ($73 вместо $132 за 1 тыс. куб. м). Кстати, внутренняя задолженность белорусских потребителей газа составляет $300 млн.

В середине декабря сообщалось, что Белоруссия готова погасить долг, но лишь при условии, что Россия будет ежегодно выплачивать ей компенсации за высокие газовые цены на общую сумму $300 млн.

Вопрос газовых цен является второй проблемой в газовых отношениях с Белоруссией. В конце декабря премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков в интервью Reuters говорил, что Минск хочет закупать газ по внутрироссийской цене (как раз около $73).

При этом белорусский президент Александр Лукашенко еще в октябре говорил, что все нефтегазовые споры с Россией урегулированы. Но Россия на официальном уровне это так и не подтвердила.

Александр Пасечник полагает, что вопрос нефтяного транзита Минск пытается использовать для укрепления своих переговорных позиций при обсуждении газовых разногласий.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 05.01.2017 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики