Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифы на транзит нефти: Лукашенко пускает пыль в глаза

Тарифы на транзит нефти: Лукашенко пускает пыль в глаза

Белоруссия приняла решение повысить тарифы на транзит российской нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории страны. Рост тарифов составит 7,7%, они будут действовать с 1 февраля по 31 марта 2017 года, сообщает Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии.

Промежуточное решение

«Речь идет о промежуточном решении, которое в дальнейшем будет пересмотрено, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Понятно, что Белоруссия очень жестко намерена пользоваться сложившейся внешнеполитической ситуацией, в которой Россия не может позволить себе одновременно несколько конфликтов по всему периметру – и с Украиной, и с самой Белоруссией, и с Западом. Поэтому белорусы понимают, что на этом фоне они могут выжать из России определенные уступки, шантажируя тем, что при необходимости развернутся на Запад».

Насколько это реально, вопрос дискуссионный, отмечает эксперт. «Например, заменить российскую нефть на азербайджанскую для Белоруссии совершенно невыгодно. Нерентабельность этого варианта показал эксперимент, который проводился несколько лет назад, когда под видом венесуэльской нефти ввозилась азербайджанская и транспортировалась через Черное море. 

Поэтому, я думаю, какой-то компромисс в нефтяном споре все-таки будет найден. Здесь, конечно, важную роль играет и то, как будут развиваться переговоры по газу. По газу тоже найдено пока только промежуточное решение, и сейчас оно заключается в том, что контракт по газу формально останется прежним еще как минимум на год, но Белоруссия получит от России межбюджетную компенсацию. Если верить тем отчетам, которые публиковались в деловой прессе, межбюджетная компенсация будет больше, чем долг самой Белоруссии. Если долг оценивался в 300 млн долларов, то размер межбюджетной компенсации может приблизиться к 500 млн долларов. Это решение тоже не конечное, и торг, скорее всего, будет продолжаться.

Однако Белоруссии все равно намного выгоднее получать нефть и газ из России. Если говорить про добычу нефти самой Белоруссией, перспективы чего все время пытается изобразить Александр Лукашенко, то это выглядит не очень убедительно с точки зрения масштабов.

Европейская карта Лукашенко слабеет с каждым днем

Таким образом, энергетическая зависимость Белоруссии от России сохраняется. Кроме того, если у РФ в 2017 году улучшатся отношения с Западом в силу прихода к власти Трампа, в связи с результатами выборов во Франции, в силу суммарной усталости европейского истеблишмента от санкций, скорее всего, Лукашенко в диалоге с Россией уже не сможет столь эффективно разыгрывать карту обращения к Европе.

Если взять экономический, технологический и политический факторы вместе, можно увидеть, что белорусская переговорная позиция не такая уж и сильная, какой казалась еще несколько месяцев назад. Определенные уступки от России белорусы, конечно, получат, но они будут не такими колоссальными, как им бы хотелось», – поясняет Станислав Митрахович.     

В ноябре Минск заявил о своем намерении увеличить тариф на прокачку нефти по своим трубопроводам на 20,5%. Российская сторона назвала это повышение чрезмерным и настаивала на повышении в 5,5% – в соответствии с уровнем инфляции. Транзит нефти стал предметом торга в газовом споре между Москвой и Минском, который обострился в начале 2016 года, когда Минск в одностороннем порядке начал платить за российский газ не 132 доллара за тысячу кубометров, а 73 доллара. Белорусская сторона ссылалась на устные договоренности о необходимости соблюдения равнодоходных цен на энергоносители внутри Союзного государства России и Белоруссии. К маю 2016 года газовый долг Минска, по оценкам «Газпрома», составил почти 300 млн долларов.

Страны уже провели несколько раундов переговоров, но итогового компромисса пока не достигли. Белоруссия пригрозила повышением тарифов на транзит, Россия со своей стороны сократила поставки нефти на белорусские НПЗ.

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 05.01.2017
 

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики