Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Роль проекта Сахалин-2 и нового завода по производству СПГ весьма значима

Роль проекта Сахалин-2 и нового завода по производству СПГ весьма значима

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Открытие нового завода по производству сжиженного природного газа – очень важное событие. Следует вспомнить, что «Сахалин-2» мы строили более 10 лет. И по тому же СПГ у нас пока нет других запущенных проектов. Штокман ещё не начался, но строительство завода по СПГ планируется во второй фазе проекта – в первой планируется экспорт по трубопроводам. Мы открыли дверь на рынок СПГ, но встаёт вопрос, как действовать дальше, как дальше себя приоткрывать. Пока всё делается очень медленно. Открытие завода СПГ - действительно очень важное событие, итог 10 лет усилий, но пока это всё находится в зачаточном состоянии. Сейчас очень важно не потерять темп.

Но как бы то ни было, роль проекта Сахалин-2 и нового завода по производству СПГ действительно весьма значима. Этот проект интересен по двум причинам. Во-первых, Россия впервые поставляет на рынок свой собственный СПГ. Раньше «Газпром» уже проводил поставки СПГ от имени своих «дочек» на рынок США и Великобритании, но это были поставки не российского газа - это были своповые поставки, обменные сделки, при которых газ был не российского происхождения, хотя формально поставщиком являлся «Газпром».

Во-вторых, мы впервые в истории поставляем свой газ не в Европу и не на постсоветское пространство, а в азиатскую страну. Пока объём там не такой существенный, в принципе все эти заводы должны давать где-то 4 миллиона тонн сжиженного газа. Нам обычно тяжело переводить тонны сжиженного газа в кубометры, но скажу, что максимальный объём добычи газа на «Сахалине-2» планируется на уровне 22 миллиардов кубометров. Напомню, сейчас объём нашего экспорта в Европу составляет порядка 150 миллиардов кубов. Пока не такие на Сахалине и существенные объёмы, чтобы говорить о диверсификации поставок, но мы видим, что здесь есть определённая логика. Есть ещё проекты «Сахалин-3» и «Сахалин-1». В рамках «Сахалина-3» есть несколько крупных месторождений, несколько достаточно интересных блоков, например, Вининский и Киринский. Согласно имеющимся планам, там можно производить ещё 27 миллиардов кубов газа. Ещё 11 миллиардов кубов планируется в рамках «Сахалина-1». То есть, если суммировать, то получается объём производства газа на Сахалине порядка 60 миллиардов кубов. Да, там высока роль внутреннего рынка, но все равно экспортный потенциал Сахалина может быть не менее 40 миллиардов кубов – а это уже существенный объём. Этот объём уже превысит четверть объёма поставок в Европу.

Данное обстоятельство ставит вопрос шире – о новой энергетической стратегии и энергетической политике России. Здесь важно упомянуть, что проект был реализован совместно с нерезидентами, а если говорить честно – то преимущественно ими, а «Газпром» присоединился на завершающей стадии. Технологии, деньги и риски несли прежде всего нерезиденты, в том числе и японские банки. А общий бизнес всегда сближает и политически. Поэтому я абсолютно уверен, что сейчас начнутся обсуждения «Сахалина-3», и там будет предлагаться такая же схема – японские компании как акционеры и соинвесторы, и западная компания как акционер. От японцев нужны будут деньги, а от Запада - технологии. Но развитие общего бизнеса будет стимулировать и политическую интеграцию. Это обстоятельство сделает проблему «северных территорий» не такой уж и судьбоносной проблемой, и взаимоотношения с Японией будут очень хорошими.

Можно связать открытие завода СПГ на Сахалине с другим важным событием этой недели – кредитным договором с Китаем в обмен на поставки нефти, который согласовал вице-премьер Игорь Сечин. Здесь встаёт очень серьёзный вопрос об экспортной стратегии России, особенно по нефти. Если мы примем во внимание серьёзное падение экспорта нефти в Европу в прошлом году и учтём прогноз министра энергетики Шматко о падении добычи нефти на 8% в России к 2013 году, то мы поймём, что 300 миллионов нефти, которые мы обещаем Китаю – это очень большая цифра. Фактически речь идёт об уходе России с европейского нефтяного рынка и о перенаправлении наших экспортных потоков. А это уже серьёзный политический выбор. Вопрос в том, насколько мы действительно будем последовательны в его реализации, поскольку это достаточно дискуссионный вопрос – стоит ли России совершать такое серьёзное и геополитически значимое действие. Поэтому тема нашей друдбы с Китаем – весьма политически интригующая тема.

Опубликовано: Treli.ru, 21.02.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики