Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовые качели: зачем Россия сокращает поставки топлива в Белоруссию

Нефтегазовые качели: зачем Россия сокращает поставки топлива в Белоруссию

По информации из открытых источников, министерство энергетики России может сократить экспорт нефти в Белоруссию в первом квартале 2017 года на 12%. Объем поставок, таким образом, составит четыре миллиона тонн вместо четырех с половиной. Почему наше ведомство готово пойти на такой шаг и поможет ли он решить все проблемы с Минском в газовой сфере? Разбиралось Федеральное агентство новостей.

Считается, что решение о сокращении экспорта принято только по одной причине: сторонам до конца 2016 года не удалось договориться о выплате долга Минска по газу. Сейчас он составляет около 280 миллионов долларов. А все потому, что Белоруссия недоплачивала за поставляемое топливо, считая контрактную цену слишком высокой. Она, напомним, составляла почти 133 доллара за тысячу кубометров газа.

«План-график поставки нефти в Белоруссию был зафиксирован в декабре и возможно будет пересмотрен, потому что за это время сам Минск сделал шаг навстречу, шаг к компромиссу. Он поднял тариф на прокачку российской нефти через свою территорию с февраля не на 60% и не на 20%, как в Белоруссии пугали раньше, а всего на 7,7 % (с 267,32 до 287,90 российских рублей за тонну — прим. ФАН). Примерно на этот уровень цены каждый год и поднимаются. Это согласованный рост тарифов. В итоге Россия может вернуться к стопроцентной загрузке белорусских мощностей двух НПЗ. Но здесь самое главное решить вопрос по газу: долг растет, Минск газ потребляет, но расплачиваться по контрактной цене, которую рассчитывает «Газпром», не хочет. Контракт заканчивается в конце 2017 года», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

По его словам, если решится вопрос по газу, то вопрос по нефти снимется сразу. В нефтяной сфере проблем нет, это исключительно рычаг давления друг на друга: они повышают тариф на прокачку, мы понижаем объемы поставки. Получаются такие нефтегазовые качели.

«Через пару дней встретятся Владимир Путин и Александр Лукашенко: если Минск вернет задолженность в 400 миллионов долларов, то сразу же будет решен вопрос и по нефти. ​Понятно, что чем больше Белоруссия получает российской нефти, тем больше она экспортирует в Европу. В то же время для России сокращение экспорта — не такая большая проблема в плане зарабатывания денег. Мы эти 500 тысяч тонн нефти перенаправим в другие экспортные направления, и у нас эти объемы купят. Для российского бюджета такой шаг будет даже гораздо выгоднее: нефть, поставляемая в дальнее зарубежье, облагается пошлиной, и бюджет получает доход. А при поставках в Белоруссию экспортной пошлины нет, бюджет недополучает средства. Так что с экономической точки зрения тут все в порядке», — добавляет эксперт ФАН.

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 09.01.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики