Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовые качели: зачем Россия сокращает поставки топлива в Белоруссию

Нефтегазовые качели: зачем Россия сокращает поставки топлива в Белоруссию

По информации из открытых источников, министерство энергетики России может сократить экспорт нефти в Белоруссию в первом квартале 2017 года на 12%. Объем поставок, таким образом, составит четыре миллиона тонн вместо четырех с половиной. Почему наше ведомство готово пойти на такой шаг и поможет ли он решить все проблемы с Минском в газовой сфере? Разбиралось Федеральное агентство новостей.

Считается, что решение о сокращении экспорта принято только по одной причине: сторонам до конца 2016 года не удалось договориться о выплате долга Минска по газу. Сейчас он составляет около 280 миллионов долларов. А все потому, что Белоруссия недоплачивала за поставляемое топливо, считая контрактную цену слишком высокой. Она, напомним, составляла почти 133 доллара за тысячу кубометров газа.

«План-график поставки нефти в Белоруссию был зафиксирован в декабре и возможно будет пересмотрен, потому что за это время сам Минск сделал шаг навстречу, шаг к компромиссу. Он поднял тариф на прокачку российской нефти через свою территорию с февраля не на 60% и не на 20%, как в Белоруссии пугали раньше, а всего на 7,7 % (с 267,32 до 287,90 российских рублей за тонну — прим. ФАН). Примерно на этот уровень цены каждый год и поднимаются. Это согласованный рост тарифов. В итоге Россия может вернуться к стопроцентной загрузке белорусских мощностей двух НПЗ. Но здесь самое главное решить вопрос по газу: долг растет, Минск газ потребляет, но расплачиваться по контрактной цене, которую рассчитывает «Газпром», не хочет. Контракт заканчивается в конце 2017 года», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

По его словам, если решится вопрос по газу, то вопрос по нефти снимется сразу. В нефтяной сфере проблем нет, это исключительно рычаг давления друг на друга: они повышают тариф на прокачку, мы понижаем объемы поставки. Получаются такие нефтегазовые качели.

«Через пару дней встретятся Владимир Путин и Александр Лукашенко: если Минск вернет задолженность в 400 миллионов долларов, то сразу же будет решен вопрос и по нефти. ​Понятно, что чем больше Белоруссия получает российской нефти, тем больше она экспортирует в Европу. В то же время для России сокращение экспорта — не такая большая проблема в плане зарабатывания денег. Мы эти 500 тысяч тонн нефти перенаправим в другие экспортные направления, и у нас эти объемы купят. Для российского бюджета такой шаг будет даже гораздо выгоднее: нефть, поставляемая в дальнее зарубежье, облагается пошлиной, и бюджет получает доход. А при поставках в Белоруссию экспортной пошлины нет, бюджет недополучает средства. Так что с экономической точки зрения тут все в порядке», — добавляет эксперт ФАН.

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 09.01.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики