Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На самом деле санкции, инициированные сенаторами США, направлены на компании третьих стран

На самом деле санкции, инициированные сенаторами США, направлены на компании третьих стран

Сенаторы США предложили ввести санкции в отношении энергетического сектора России. Санкции подразумевают обязательное введение ограничительных мер "на инвестиции в развитие проектов в сфере гражданской атомной энергетики, реализуемых Россией". Кроме того, санкциями предлагается обложить "участие в разработке российских нефтяных и газовых месторождений", если сумма инвестиций превышает 20 млн долларов. Вводится запрет на участие в строительстве российских трубопроводов. Авторами документа выступили республиканцы Джон Маккейн, Линдси Грэм, Роберт Портман, а также демократы Бен Кардин и Боб Менендес.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Очевидно, что уходящая администрация хочет ухудшить жизнь будущему президенту Трампу. Американские компании на самом деле уже не инвестируют и не разрабатывают никаких проектов с нами. Крупнейший американский инвестор ExxonMobile еще в 2014 году попал под санкции, когда ему запретили участвовать в шельфовых проектах совместно с Роснефтью. Другой вопрос, что при нынешних ценах на нефть эти проекты были бы нерентабельны. В саму Роснефть он не вошел и поэтому инвестировать в нее не может, так как его присутствия в капитале не наблюдается. Таким образом американские компании, в случае принятия сенатом решения о санкциях, не подпадут под ограничения, потому что они уже под них попали еще во время первой волны.

Думаю, что на самом деле эти санкции направлены на компании третьих стран. Здесь, прежде всего, речь идет о европейских структурах, которым хотят запретить иметь дело с Россией. За неповиновения – штраф, как это было с банком BNP Paribas за сотрудничество с Ираном, который в то время был под санкциями. В этом плане практика у американцев накоплена большая. Потому что иначе санкции не работают – казалось бы, вот наложили их на НОВАТЭК, а туда вошли китайцы и дали кредит под 10 млрд долларов плюс еще итальянская Интеза и японцы, хоть и не на крупную сумму, но кредитуют тоже. И американцы уже задаются вопросом – какой смысл в их санкциях, если европейцы кредитуют проект, в котором у российского НОВАТЭКА более 50% акций. Их прямой запрет вопиюще нарушен. Инвестиции по сути – это покупка акций компаний из России, так Китай уже активно вошел в Сибур, обсуждается вхождение японцев во второй проект СПГ на Ямале – «Арктика-СПГ». Все это американцы хотят подавить на корню. И где ExxonMobile может действительно пострадать – это сжижение газа на Сахалине-1 Роснефтью и ExxonMobile на дальневосточном проекте СПГ. Как раз на прошлой неделе определились, что завод будут строить не на самом Сахалине, а в Хабаровском крае. Если примут этот проект по санкциям, то участие американской компании окажется под вопросом. Дело в том, что проект инициирован сенаторами и может быть формально продолжен уже после ухода Обамы. Сможет ли сам Сахалин-1 финансировать весь проект без участия американских партнеров – это вопрос. И этот проект, и компания ExxonMobile могут пострадать в случае принятия проекта. Больше никакие другие американские компании действия этих санкций на себе не ощутят.

Еще один важный аспект в будущем проекте – запрет на участие в строительстве российских трубопроводов. Здесь в наибольшей опасности окажется проект Северный поток-2. Хотя в принципе Польша и так уже помогла США, оспорив создание совместного предприятия для строительства этого потока. В итоге Газпром вынужден будет строить его пока сам – никакие европейские компании к строительству он не привлекает, но при этом собирается использовать японские кредиты, в которых после новых санкций могут и отказать. Плюс в России нет достаточных возможностей, чтобы проложить трубы по всем направлениям (Северный поток-2, Турецкий поток, Дальний Восток). Для этого Газпром привлекает итальянскую компанию Saipem. Без нее Газпрому придется туго, хотя пока не ясно, попадут ли подрядные работы под санкции или нет. Но скорее всего, американцы попробуют закрыть проект Северный поток-2 именно так – запретив любые контакты.

Рисков для России от потенциальных санкций много. Но надо еще посмотреть, примут ли этот проект сами американцы – в каком объеме и как это будет работать. Допускаю, что они сами могут затягивать процесс, выжидая реакции Трампа и того, какой консенсус политических элит будет достигнут в Соединенных Штатах. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 11.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики