Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США могут ударить по «Северному потоку-2» и другим проектам «Газпрома»

Санкции США могут ударить по «Северному потоку-2» и другим проектам «Газпрома»

Новый законопроект о санкциях против России, внесенный группой сенаторов США, имеет мало шансов быть принятым в заявленном виде — это затронет интересы слишком многих структур как в США, так и в Европе. Одна из предполагаемых причин его появления — внутриполитические интриги уходящей администрации Барака Обамы на фоне формирования команды нового президента Дональда Трампа. Однако если документ все же пройдет, это может серьезно отразиться на российских трубопроводных проектах, прежде всего, на европейском направлении, и ударить по инвестициям в российскую экономику, но не ранее, чем через 2-5 лет.

В соответствии с документом, санкции могут быть введены против физических и юридических лиц США и третьих стран за инвестиции в российскую нефтедобычу в объеме более 20 млрд долларов. Вложения в трубопроводы более 5 млрд долларов и ядерные проекты более 1 млрд долларов также подпадут под санкции. То же касается покупателей суверенного долга РФ и тех, кто будет участвовать в приватизации российской госсобственности.

Официальная причина новых санкций — подозрения США, что Россия путем кибератак вмешивалась в ход президентских выборов. Согласно обнародованному ранее докладу американских разведслужб, Россия пыталась содействовать избранию Трампа и, в случае победы его конкурента — демократа Хиллари Клинтон, намерена была продолжать атаки против нее. При этом, как утверждается в докладе, с помощью хакерских атак Россия якобы пыталась вмешаться в выборы в 20 странах, заявил глава Национальной разведки США Джеймс Клеппер. Однако никаких конкретных доказательств в итоге предъявлено не было.

Разведка США сообщила также о наличии у РФ компромата на Трампа, что опровергли и Кремль, и сам избранный президент, назвавший происходящее «политической охотой на ведьм».

Очевидно, что попытка усилить давление на Россию, ссылаясь на данные, не подкрепленные фактами, происходит на фоне противостояния внутри американских элит — нынешний президент Барак Обама против формального утверждения санкций в Конгрессе, дабы не терять инициативы в вопросах их введения. Трамп высказывался за сотрудничество с Россией и сейчас завершает формирование своей администрации. На пост госсекретаря выдвинут экс-глава Exxon Mobil Рекс Тиллерсон, который, как ожидается, в ходе намеченного на среду выступления в Сенате обвинит Россию в игнорировании интересов США, но призовет к диалогу с ней.

Эксперты считают утверждение антироссийских санкций в их обнародованном сейчас виде маловероятным. «Радикализм предложений свидетельствует о том, что в США сейчас ведется внутриполитическая игра, в ходе которой некто пытается лоббировать интересы определенных групп. Для того, чтобы законопроект превратился в закон, понадобится не один месяц. То есть решение будет принимать уже новая администрация, которая, судя по всему, настроена на конструктивные отношения с Россией. Кроме того, ни США, ни Европа сейчас не готовы к очередному витку обострения отношений», — считает заместитель директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

При этом он отмечает, что, если санкции все же будут приняты в заявленном формате, они ограничат многие возможности для сотрудничества между Россией и Западом в энергетической сфере.

С этим согласен и заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. «Самая большая угроза новых санкций, если они будут приняты в заявленном виде, в том, что они могут быть расширены на третьи страны. Европейские компании, работающие совместно с Россией, в том числе, над таким проектами, как „Северный поток-2“, имеют большую долю бизнеса в США. В случае наложения санкций они могут быть ограничены в доступе к финансированию в американских и международных банках вплоть до полного запрета расчетов через банковскую систему США», — отмечает он. В результате, не исключает Танурков, европейские компании могут пойти на заморозку совместных проектов.

Кроме «Северного потока-2», прогнозирует он, может пострадать и «Турецкий поток». Степень влияния зависит от рычагов, с помощью которых США смогут надавить на Анкару. Однозначно будет «обрублено» европейское ответвление проекта, по которому, как предполагалось, пойдет до половины объема российского газа.

При этом значительного влияния на нефтедобычу эксперт не ожидает — она ведется своими силами. Также в этом случае всегда можно привлечь инвесторов из Индии и Китая, которые в меньшей степени зависят от США, чем европейцы.

По договору с членами ОПЕК и другими нефтедобывающими странами Россия должна сократить добычу нефти почти на 600 тысяч баррелей в сутки. Поэтому в ближайшие 2-5 лет значительных инвестиций в эту сферу не понадобится — как финансовых, так и технологических, полагает Владимир Брагин из УК «Альфа-Капитал».

Что касается влияния на долговой сектор, то подобные ограничения, бесспорно, нарушат возможности России по выходу на рынок внешнего долга. «Однако в краткосрочном периоде на российском рынке еврооблигаций наблюдается дефицит бумаг. Желающих купить много, а нового предложения мало. Причем доходность ниже, чем, например, по Мексике, кредитные рейтинги которой выше», — рассуждает Брагин.

В долгосрочном периоде экономика России будет восстанавливаться, понадобятся и внешние займы, и инвестиции. Тогда последствия санкций могут стать более осязаемыми. Сейчас же, по словам советника гендиректора компании «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергея Хестанова, в российской экономике наблюдается профицит ликвидности, и большой необходимости в привлечении внешних инвестиций нет. «С учетом сокращения нефтедобычи, объявленные санкции видятся нейтральными, хотя и могут принести неприятности через несколько лет. Однако не факт, что они к тому времени сохранятся, даже если сейчас их введут», — говорит он.

По мнению Хестанова, не окажут новые ограничения влияния и на цены на нефть — для нефтяных котировок важнее политика ограничения добычи, которую проводит ОПЕК, и координация усилий нефтедобывающих стран. Он также отмечает, что рост цен после достижения соглашения ОПЕК, в том числе на американскую нефть WTI, сделал разработку сланцевых месторождений для США более выгодной.

С начала это недели цена барреля нефти Brent потеряла 6,1%, в том числе, на опасениях роста американской сланцевой нефтедобычи. В среду котировки Brent на межконтинентальной бирже ICE, по данным на 17:50 мск, консолидировались на уровне 54,32 доллара за баррель, отыграв 1,25%. Эксперты не исключают дальнейшее снижение до 50 долларов за баррель — все будет зависеть от того, что скажет Трамп на пресс-конференции вечером в среду.

В то же время, в Кремле сегодня заверили, что Москва найдет механизмы для минимизации последствий, если новые санкций будут приняты. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул, что ограничения, наложенные на Россию, могут нанести ущерб не только российской, но и глобальной экономике.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 11.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики