Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У «Северного потока-2» есть тройная страховка от «энергетических» санкций США

У «Северного потока-2» есть тройная страховка от «энергетических» санкций США

Новые санкции США в отношении энергетического и финансового секторов экономики России не повлияют на реализацию проекта «Северный поток-2». Об этом заявил в кулуарах Гайдаровского форума председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков.

«Северный поток-2» застрахован от санкций

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, у российских энергетических проектов, в том числе «Северного потока-2», есть сразу несколько мощных страховок от последней санкционной идеи американских сенаторов. Во-первых, по целому ряду причин у законопроекта низкие шансы быть принятым. Во-вторых, даже если он все-таки будет принят, страны с высокой степенью вероятности проигнорируют запреты, как уже сделали раньше китайцы при строительстве энергомоста в Крым. В-третьих, конкретно «Северный поток-2» рискует в меньшей степени потому, что строится без участия иностранцев в капитале компании-оператора.

«Сейчас вопрос в первую очередь в том, примут этот законопроект или не примут. И, если примут, отменит ли его Дональд Трамп, когда придет к власти. Потому что сам-то он его подписывать, скорее всего, не будет. Если чисто теоретически предположить, что этот законопроект все-таки успеют принять, то, конечно, это повлияет на российские проекты. В случае с «Северным потоком-2» это может произойти только по одному сценарию: те кредиты, которые «Газпром» собирался взять в том числе у японских инвесторов и о которых он договорился в ходе визита Путина в Японию, могут быть ему не предоставлены. Но у проекта «Северный поток-2» есть мощная страховка потому, что он строится без участия иностранцев в капитале компании-оператора.   

Когда «Газпром» собирался продавать 50% компании-оператора европейским структурам, Польша наложила на это вето, не позволив «Газпрому» создать совместное предприятие для строительства «Северного потока-2». Тогда российская компания заявила, что будет строить морскую часть самостоятельно, а иностранные партнеры подключатся к созданию газотранспортной системы уже на территории Евросоюза.

Пример строительства энергомоста в Крым

Правда, предложенные США новые санкции предполагают ограничение работ и технических – запрещено будет даже оказывать услуги российским энергетическим компаниям. В этом случае могут возникнуть сложности с поиском подрядчиков. Но практика показала, что страны в своих интересах готовы игнорировать введенные США санкции. Такой пример продемонстрировали китайские подрядчики, которых мы нанимали при строительстве энергомоста в Крым. И в итоге китайцам за это, действительно, ничего не было», – говорит Игорь Юшков.

Ранее председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков высказал мнение, что возможные новые санкции США, законопроект о введении которых подготовила группа американских сенаторов, не скажутся на строительстве газопровода «Северный поток-2». «Это коммерческий проект. По сути, он одобрен немецкой стороной, многими другими. Пока, вроде, нет особых опасений», – заявил Зубков.

11 января группа американских сенаторов подготовила законопроект о новых санкциях в отношении России. Документ предусматривает ограничительные меры против юридических и физических лиц, которые инвестируют в российскую добычу углеводородов более 20 млн долларов, включая поставку товаров, услуг и технологий. Также в случае принятия законопроекта попадут под ограничения инвесторы, которые в течение года вложат более пяти млн долларов в строительство Россией трубопроводов.

Проект «Северный поток-2» подразумевает расширение газопровода «Северный поток-1» – строительство третьей и четвертой ниток по дну Балтийского моря. Соглашение акционеров подписано в начале сентября 2016 года. Две новые нитки общей годовой мощностью 55 млрд кубометров протянутся до Германии. Газопровод планируют ввести в эксплуатацию в четвертом квартале 2019 года.

США могут создать себе большие проблемы

«Сенаторам надо успеть провернуть все бюрократические процедуры за несколько дней, в течение которых законопроект должны одобрить обе палаты Конгресса, а потом подписать президент США.

Ясно, что если в должность вступит Трамп, то начинать свое президентство с подписания столь жесткого пакета санкций против России он, скорее всего, не станет. Зачем? Он даже еще не провел переговоров с РФ. Если же санкции успеет подписать Обама, то это будет на руку Трампу, потому что он сможет использовать их в торге с Россией.

Но надо понимать, что этот закон то ударит не только и не столько по России, а по очень большому количеству стран, которым запретят работать с РФ и получать на этом хорошие деньги. Это ударит по Японии, Китаю, Индии. Потому что именно они собирались покупать доли в российских нефтегазовых проектах и выделять на них кредиты. И здесь уже речь не только о «Северном потоке-2». Если уходящая администрация США это все провернет и примет, то все пойдут с претензиями к Трампу», – резюмирует Игорь Юшков

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 12.01.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики