Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чубайс оставит Россию без центрального отопления

Чубайс оставит Россию без центрального отопления

Либеральный реформатор призвал избавиться от «неэффективных» тепловых электростанций

Разделив в ходе реформы Единую энергетическую систему России, один из лидеров либеральных реформаторов Анатолий Чубайс замахнулся на основу отечественных генерирующих мощностей — тепловые электростанции. В интервью Федеральному агентству новостей он призвал в ближайшие несколько лет избавиться от «неэффективных» электростанций в отрасли. «Нужно выводить из эксплуатации неэффективные паросиловые установки с КПД 36%. Эта задача важнее, чем ввод новых мощностей», — заявил Чубайс.

По его словам, в настоящий момент на российском рынке существует избыток энергии и это «уникальное окно возможностей» для структурных преобразований. «Энергетика — вещь очень инерционная. Все оценки говорят: примерно через 7−10 лет в стране возникнет вторая волна спроса на электроэнергию, в том числе на ядерную энергетику, и если мы сейчас не произведем замену неэффективных электростанций, то через семь лет мы не сможем этого сделать», — пояснил реформатор.

В настоящее время подобным «неэффективным» станциям, как правило, необходимым для безопасности энергосистемы или теплоснабжения, решением правительственной комиссии присваивают статус вынужденного генератора и дают более высокий тариф, позволяющий покрывать издержки на их содержание. Вероятно, подобное, пусть и обоснованное, вмешательство государства претит апологету свободного рынка Чубайсу.

Отметим, что упомянутый им КПД — 36%, является нормой для тепловых электростанций, использующих паросиловые установки. Обычно он колеблется в пределах 33−45%. Сравнивать его с отдачей установок иных типов некорректно. Тем более, неверно сравнивать КПД тепловых и атомных или гидроэлектростанций. При очень высоких показателях АЭС и ГЭС речь идет лишь об эффективности физического принципа, положенного в их основу. В то время как госчиновники должны заботиться об экономической и «человеческой» эффективности энергетики.

Именно тепловые электростанции, в том числе с паросиловыми установками, не только снабжают потребителей электричеством, но и обогревают наши города. Россия — одна из немногих стран мира, имеющая развитую систему центрального отопления. В каждом более-менее крупном городе имеется своя ТЭЦ, а в Москве их полтора десятка. Нынешней холодной зимой это особенно актуально. Жители страны настолько привыкли к горячим батареям, что с удивлением смотрят на европейцев, вынужденных отапливать свои дома индивидуально. Таким образом, инициатива Чубайса ставит под удар это привычное и крайне важное в холодном климате достижение цивилизации.

Возможна и еще одна причина активности реформатора. В своем интервью он назвал в качестве альтернативы тепловой энергетике ядерную. Напомним, долгие годы российский «Росатом» возглавлял бывший премьер-министр Сергей Кириенко, имеющий репутацию либерала. Сейчас, после его ухода в администрацию президента, «на хозяйстве» в «Росатоме» остался его земляк и старый товарищ Кириенко по Горьковскому горкому ВЛКСМ Алексей Лихачев. Может быть, неформальный лидер либерального клана Чубайс занимается банальным лоббизмом? После «зачистки» тепловой энергетики ее доля в российской энергетике (68%) снизится, а доля «Росатома» (11%) увеличится. «Свои» получат, таким образом, преференции, а «неэффективность» — только предлог.

Кстати, к похожим результатам привела осуществленная Чубайсом реформа РАО «ЕЭС». В ее ходе была ликвидирована вертикальная интеграция компании. Генерирующие и сбытовые мощности были приватизированы, а сети, распределительная и диспетчерская функции остались за государством. Предполагалось, что это позволит создать конкурентную среду и снизить тарифы для потребителей.

Однако либерализация рынка не привела к снижению стоимости электричества. «Наоборот, за четыре года свободные цены на рынке выросли в среднем в 2,5 раза, а тарифы — в 1,5 раза. Причина — постоянное увеличение доли свободного рынка», — писала о результатах реформы газета «Ведомости».

Более того, демонополизация вновь сменилась центростремительными тенденциями. Приобретенные на рынке «куски» некогда единой РАО «ЕЭС» консолидировали уже новые собственники. Их немного: «Газпром», «Интер РАО», «Росэнергоатом», «РусГидро», «Евросибэнерго»… На смену государству пришли монополисты-частники. Не учитывать эти обстоятельства при обсуждении новой инициативы Чубайса нельзя. 

Ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович считает, что идея Чубайса адресована представителям государства.

— В России сейчас нет проблем с производством электроэнергии с точки зрения потребления. В свое время, предлагая реформу РАО «ЕЭС», Чубайс рассчитывал на рост потребления. Мол, количество энергии, которая потребуется, будет расти, а количество работающих мощностей падать. Поэтому станций построили больше, чем требовалось. Сейчас, конечно, можно начать закрывать «лишние» станции, но лучше смотреть по конкретному месту, региону. Это связано с планами развития территорий.

«СП»: — На недавно прошедшем Гайдаровском форуме эта идея обсуждалась в контексте «чистой» энергии… О чем здесь речь?

— Например, у Вексельберга есть проект ветровых станций в Ульяновской области. Если государство поможет Вексельбергу, например, в формате государственно-частного партнерства, то можно говорить о выводе части менее эффективных мощностей. Однако нельзя сказать, что это сработает везде. Вряд ли государство даст денег на завершение некоторых начатых проектов, вроде проекта Дерипаски.

Тут очень важна позиция государства — будет ли оно способствовать технологическому перевооружению за счет соинвестирования или не будет? Если не будет, то эти станции еще пригодятся. Если в перспективе ожидается новая волна спроса, о которой, кстати, говорит сам Чубайс, то все мощности будут задействованы. Такие станции работают многие десятилетия. Просто модернизируются и все.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике Валерий Селезнев относится к инициативам Чубайса с опаской по причине провала его предыдущей реформы в РАО «ЕЭС».

— У нас действительно есть избыточные мощности. Однако к словам Чубайса надо относиться очень осторожно. Его реформа в электроэнергетике как раз и привела к этим перекосам. Это была вредная реформа, и она не привела к ожидаемым результатам. Поэтому надо всерьез обсуждать возврат к старым принципам (развития энергетики). Разделение генерации, транспортировки и продажи ни к чему хорошему не приводит. Необходимо сетевым компаниям передавать часть функций по продаже, поскольку часто продажа является просто сбором и выводом денег.

Что касается вывода мощностей, то к этому надо подходить очень аккуратно. Надо смотреть в комплексе, с точки зрения, как территориальной политики, так и федеральных проектов. Иначе, реформируя по Чубайсу, мы быстро придет к тому, что закроем энергомощности, которые сейчас кажутся избыточными, а потом их будет не хватать. Они ведь могут получить загрузку в течение 5−10 лет.

Если и выводить какие-то мощности, то только те, на содержание и реконструкцию которых требуется денег больше, чем на строительство новых. А ведь крупные энергомощности вроде ГЭС — это огромные инвестиции. Кроме того, на часть тепловых станций «завязано» центральное отопление. То есть каждый случай нужно рассматривать отдельно. 

Автор: Сергей Аксенов

Источник: Свободная пресса, 17.01.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики