Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина нагрелась еще на $5,3 млрд

Украина нагрелась еще на $5,3 млрд

«Газпром» требует от Украины еще $5,3 млрд

Российский «Газпром» выставил «Нафтогазу Украины» счет на сумму более $5,3 млрд. Это продолжение спора по поводу штрафов за газ, не отобранный Украиной по контракту. Если Киев не заплатит в течение 10 суток, дело перейдет в суд Стокгольма, где уже рассматриваются требования «Газпрома» к «Нафтогазу» на $38 млрд. Эксперты говорят, что Москва и не рассчитывает на получение средств, а новые претензии — лишь дополнительный рычаг давления на Киев.

«Газпром» предъявил Украине новые претензии на сумму $5,319 млрд, сообщила российская компания во вторник. Речь идет о штрафах по контракту take-or-pay («бери или плати») за второй, третий и четвертый кварталы 2016 года. Этот принцип, прописанный в действующем российско-украинском газовом контракте от 2009 года, подразумевает, что контрагент должен оплатить определенную часть законтрактованных объемов вне зависимости от того, сколько газа было отобрано в действительности. По контракту Киев должен оплачивать не менее 80% от 52 млрд куб. м в год.

«Бери или плати» — это не просто условие, записанное в контракте, — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. — Это основополагающий, базовый принцип работы газовой отрасли. Он обязывает поставщика резервировать добычные и газотранспортные мощности под законтрактованный объем газа. Он гарантирует, что этот газ будет продан только указанному в контракте покупателю».

Но с конца 2015 года Украина российский газ не закупает, ссылаясь на невыгодные ценовые условия. При этом украинский «Нафтогаз» импортирует газ по реверсу из Европы, что выходит значительно дороже, чем если бы топливо закупалось у «Газпрома». Сама Украина, правда, ранее заявляла, что, несмотря на то что в отдельные периоды реверс действительно дороже, в целом покупать газ у европейских трейдеров выгоднее. Глава российского Минэнерго Александр Новак в середине декабря на это отвечал, что Киев во втором полугодии 2016 года переплатил за газ около $70 млн, так как цена, предлагаемая Москвой, ниже на $20–30 за 1 тыс. куб. м. 

Это не первые претензии по take-or-pay, которые предъявляет «Газпром» «Нафтогазу». В прошлые годы украинская компания также не выдерживала минимальные объемы закупок.

Именно этот вопрос в настоящее время рассматривается в Стокгольмском арбитраже. Общая сумма требований российской стороны составляет $38 млрд, причем большая часть из них — это именно претензии по take-or-pay.

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в декабре говорил, что если суд в Стокгольме вынесет решение в пользу «Газпрома», украинская компания будет не в состоянии выплатить требуемую сумму.

Но и сама украинская компания выступает в Стокгольмском арбитраже с претензиями к российскому холдингу. «Нафтогаз» недоволен снижением объема транзита российского газа за несколько прошедших лет и его ставкой, а также считает, что ранее Украина переплачивала за российский газ, в связи с чем требует компенсации. Общая сумма требований Киева составляет $28,3 млрд.

Кроме того, Украина рассчитывает получить от «Газпрома» еще $6,6 млрд в виде штрафа по иску украинского антимонопольного комитета, который считает, что российская компания злоупотребляла доминирующим положением на рынке транзита газа, и пени за просрочку выплаты этого штрафа. «Газпром» считает требования необоснованными. Как ранее говорил Александр Новак, этот спор также должен рассматриваться в Стокгольме.

Украина должна выплатить новый штраф по take-or-pay в течение 10 дней, ожидает «Газпром». В случае неуплаты, вероятнее всего, $5,319 млрд будут прибавлены к уже имеющимся требованиям.

«Газпром», разумеется, не ждет, что Киев выплатит требуемые деньги, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Это всего лишь еще один элемент давления на Украину».

В то же время, по словам главы ФНЭБ, Украина также не рассчитывает, что «Газпром» заплатит $6,6 млрд антимонопольного штрафа и пени. «Российская компания отвечает претензиями на претензии», — говорит Симонов.

Требования «Газпрома», по словам эксперта, юридически более обоснованы, чем претензии «Нафтогаза», так как российский холдинг апеллирует к действующему контракту и прописанным в нем цифрам, тогда как расчеты украинской стороны не очевидны.

В случае подачи нового иска позиции «Газпрома» при рассмотрении спора Стокгольмским арбитражем вряд ли существенно усилятся, так как ничего принципиально нового в требованиях российской компании нет, полагает исполнительный директор юридической компании Heads Consulting Никита Куликов. 

Существует и еще один аспект проблемы. По словам Симонова, «Газпром» использует новые претензии для создания и укрепления аргументационной базы в диалоге с Европой по поводу маршрутов поставок газа.

Еврокомиссия и ряд стран ЕС, а также Украина выступают против реализации российского проекта газопровода «Северный поток – 2» (труба мощностью в 55 млрд куб. м, которая должна быть проложена через Балтийское море до побережья Германии). Киев ранее заявлял, что это лишит Украину $2 млрд транзитных доходов в год, так как «Северный поток – 2» предназначен именно для того, чтобы исключить Украину из цепочки поставок российского газа в Европу. Страны ЕС полагают, что проект противоречит принципам европейской энергетической политики, которая, в частности, подразумевает диверсификацию поставок энергоносителей.

Европа настаивает на продолжении украинского транзита после 2019 года, когда истечет действующий транзитный контракт.

Россия ранее неоднократно говорила, что контракт может быть и не продлен — в зависимости от того, какие условия транспортировки будет готова предоставить Украина. Украина, в свою очередь, в прошлом году в одностороннем порядке подняла стоимость транзита, что не улучшает отношение к ней «Газпрома». «Долги Украины могут быть использованы российской стороной в качестве аргументов при переговорах с Европой относительно «Северного потока – 2», чтобы показать ненадежность Украины как партнера, — говорит Симонов. — Чем больше долгов, тем больше аргументов».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 17.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики