Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия утопит Порошенко в газовых долгах: «Газпром» выставил новый счет

Россия утопит Порошенко в газовых долгах: «Газпром» выставил новый счет

Общий размер иска «Газпрома» к Украине может вырасти до $37 млрд

Задолженность Киева перед Москвой растет с каждым часом. 17 января «Газпром» выставил «Нафтогазу» новый счет, теперь уже за 2016 год, за невыборку законтрактованного по правилу «бери или плати» газа на сумму $5,3 млрд. Если Стокгольмский арбитраж, где в настоящее время происходит разборка процесса между обеими странами по этому процессу, приобщит эту сумму к ранее заявленным требованиям, то общий размер иска «Газпрома» к Украине вырастет до $37 млрд.

В Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с просьбой о взыскания с «Нафтогаза» долга за поставленный в 2013 и 2014 годах газ «Газпром» обратился в июне 2014 года. Требования «Газпрома» до вынесения последнего счета составляли $31,75 млрд. Учитывая взыскания, которые российская монополия рассчитывает получить за прошлый год, они выросли до $37. В соответствии с межправительственным соглашением, Украина обязана оплатить его в течение 10 дней.

О чем идет речь. История старая, но не забытая. Условия «бери или плати»действует повсеместно, не только при расчетах за газ между Россией и Украиной. То же правило регулировалось более 10 лет назад при экспорте российского газа в, например, Турцию. Для Украины оно было прописано в соглашении от 2009 года. Это правило предусматривает ситуацию, когда импортер не в состоянии выбирать столько газа, на которые подписался. Чтобы Экспортер не терял дохода, импортер обязывается выплачивать ему среднюю рыночную цены невыбранного газа. То есть, даже если стране-импортеру не понадобились заявленные объемы, то она их обязана оплатить.

В III квартале 2015 года, когда стало понятно, что Украина не в состоянии опелатить хоть какой-то газ (пусть из России или из стран ЕС), «Газпром» предложил перепесать действующий контракт и отменить это правило. Киев отказался это сделать. Украина продолжила закупать «голубое топливо» по ресерсным схемам в Европе, несмотря на то, что этот газ был гораздо дороже, нежели предлагаемый Россией.

Тем не менее, согласно между «Газпромом» и «Нафтогазом» контракту от 2009 года, действует до сих пор. В соответствие с ним, украинская компания (даже если она не закупает газ для внутреннего потребления) обязана ежегодно оплачивать минимальное годовое количество «голубого топлива». В середине декабря 2016 года глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что в случае проигрыша в Стокгольмском арбитраже по иску «Газпрома» украинская сторона будет вынуждена выплатить $37-38 млрд. Теперь Россия предъявила новый иск и размер претензий дошел именно до такой суммы.

С одной стороны, в настоящее время Киев не закупает газ для своих целей у «Газпрома» с конца 2015 года. При этом через украинскую территорию продолжает проходить транзит топлива в Европу. Вместе с этим, необходимо не забывать, что Украина нарастила выборку газа из своих подземных хранилищ до беспредельного максимума. Скоро, «Нафтогазу» будет нечего поставлять в Европу и придется отбирать «голубое топливо» из экспортных труб.

«Вопрос не простой. Зима в этом году гораздо холоднее. Технически Украина может закупать российский газ, так как газ, который она импортирует по реверсным схемам также имеет российское происхождения, но стоит гораздо дороже. Кроме того, такие закупки значительно ограничивают потребление украинских заводов. Но если будет воровать газ, то Киев исключит себя из надежных транзитеров российского газа в ЕС. Россия будет строить газопровод «Северный проток — 2», который нанесет уход доходам украинского бюджета минимум на $1 млрд в год. В Российско-украинском договоре четко сказано, что существуют штрафные санкции. Когда мы начнем диалог с ЕС по строительству новых трубопроводов, то ЕС задумается — там есть много политиков, которые против оставления Украины в качестве транзитной страны. У «Газпрома» в этом моменте есть конкретный аргумент. А у Киева нет. Есть три фактора, на которые Европа может обратить внимание: во-первых, Украина всех достала; во-вторых, меняется европейская элита, которая вряд ли будет в таким пиететом относиться к Киеву; в-третьих, существует фактор нового американского президента Трампа, которому совершенно плевать на Порошенко и который, вполне возможно, откажется от такой серьезной поддержки этой страны», — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 17.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики