Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия утопит Порошенко в газовых долгах: «Газпром» выставил новый счет

Россия утопит Порошенко в газовых долгах: «Газпром» выставил новый счет

Общий размер иска «Газпрома» к Украине может вырасти до $37 млрд

Задолженность Киева перед Москвой растет с каждым часом. 17 января «Газпром» выставил «Нафтогазу» новый счет, теперь уже за 2016 год, за невыборку законтрактованного по правилу «бери или плати» газа на сумму $5,3 млрд. Если Стокгольмский арбитраж, где в настоящее время происходит разборка процесса между обеими странами по этому процессу, приобщит эту сумму к ранее заявленным требованиям, то общий размер иска «Газпрома» к Украине вырастет до $37 млрд.

В Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с просьбой о взыскания с «Нафтогаза» долга за поставленный в 2013 и 2014 годах газ «Газпром» обратился в июне 2014 года. Требования «Газпрома» до вынесения последнего счета составляли $31,75 млрд. Учитывая взыскания, которые российская монополия рассчитывает получить за прошлый год, они выросли до $37. В соответствии с межправительственным соглашением, Украина обязана оплатить его в течение 10 дней.

О чем идет речь. История старая, но не забытая. Условия «бери или плати»действует повсеместно, не только при расчетах за газ между Россией и Украиной. То же правило регулировалось более 10 лет назад при экспорте российского газа в, например, Турцию. Для Украины оно было прописано в соглашении от 2009 года. Это правило предусматривает ситуацию, когда импортер не в состоянии выбирать столько газа, на которые подписался. Чтобы Экспортер не терял дохода, импортер обязывается выплачивать ему среднюю рыночную цены невыбранного газа. То есть, даже если стране-импортеру не понадобились заявленные объемы, то она их обязана оплатить.

В III квартале 2015 года, когда стало понятно, что Украина не в состоянии опелатить хоть какой-то газ (пусть из России или из стран ЕС), «Газпром» предложил перепесать действующий контракт и отменить это правило. Киев отказался это сделать. Украина продолжила закупать «голубое топливо» по ресерсным схемам в Европе, несмотря на то, что этот газ был гораздо дороже, нежели предлагаемый Россией.

Тем не менее, согласно между «Газпромом» и «Нафтогазом» контракту от 2009 года, действует до сих пор. В соответствие с ним, украинская компания (даже если она не закупает газ для внутреннего потребления) обязана ежегодно оплачивать минимальное годовое количество «голубого топлива». В середине декабря 2016 года глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что в случае проигрыша в Стокгольмском арбитраже по иску «Газпрома» украинская сторона будет вынуждена выплатить $37-38 млрд. Теперь Россия предъявила новый иск и размер претензий дошел именно до такой суммы.

С одной стороны, в настоящее время Киев не закупает газ для своих целей у «Газпрома» с конца 2015 года. При этом через украинскую территорию продолжает проходить транзит топлива в Европу. Вместе с этим, необходимо не забывать, что Украина нарастила выборку газа из своих подземных хранилищ до беспредельного максимума. Скоро, «Нафтогазу» будет нечего поставлять в Европу и придется отбирать «голубое топливо» из экспортных труб.

«Вопрос не простой. Зима в этом году гораздо холоднее. Технически Украина может закупать российский газ, так как газ, который она импортирует по реверсным схемам также имеет российское происхождения, но стоит гораздо дороже. Кроме того, такие закупки значительно ограничивают потребление украинских заводов. Но если будет воровать газ, то Киев исключит себя из надежных транзитеров российского газа в ЕС. Россия будет строить газопровод «Северный проток — 2», который нанесет уход доходам украинского бюджета минимум на $1 млрд в год. В Российско-украинском договоре четко сказано, что существуют штрафные санкции. Когда мы начнем диалог с ЕС по строительству новых трубопроводов, то ЕС задумается — там есть много политиков, которые против оставления Украины в качестве транзитной страны. У «Газпрома» в этом моменте есть конкретный аргумент. А у Киева нет. Есть три фактора, на которые Европа может обратить внимание: во-первых, Украина всех достала; во-вторых, меняется европейская элита, которая вряд ли будет в таким пиететом относиться к Киеву; в-третьих, существует фактор нового американского президента Трампа, которому совершенно плевать на Порошенко и который, вполне возможно, откажется от такой серьезной поддержки этой страны», — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 17.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики