Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бери и не плати

Бери и не плати

Как «Нафтогаз» разоряет Украину

Российский «Газпром» выставил украинскому «Нафтогазу» очередной счет на пять миллиардов долларов за не выкупленный в 2016 году по контракту газ. В Киеве заявили, что платить не собираются. Не исключено, что вместо этого компания предъявит ответные требования. Взаимные претензии России и Украины друг к другу множатся. Только оформленные судебные иски в сумме уже почти достигли 70 миллиардов долларов. Эксперты указывают, что в логике конфликта эти действия оправданы с юридической точки зрения, но разрешения спора в ближайшие годы ждать не приходится. При этом коммерческий долг может превратиться в государственный: неподъемные для «Нафтогаза» десятки миллиардов долларов штрафов переведут на Украину, однажды уже допустившую дефолт по российскому кредиту.

Принцип «бери или плати» стал основой российско-украинских взаимоотношений в газовых делах зимой 2009 года, когда очередной кризис привел к срыву поставок голубого топлива в Европу. В срочном порядке тогдашние премьер-министры России и Украины Владимир Путин и Юлия Тимошенко подписали документ, по которому Киев обязывался на протяжении десяти лет приобретать оговоренные объемы углеводородов.

Именно принцип «бери или плати» был использован «Газпромом» в начавшемся разбирательстве в Стокгольмском арбитраже. Российская монополия считает, что за несколько лет сумма, которую компания недополучила из-за невыполнения контракта украинской стороной, превысила 30 миллиардов долларов.

По словам главы компании Алексея Миллера, «бери или плати» — это не просто условие, записанное в контракте. Это основополагающий, базовый принцип работы всей газовой отрасли. Этот принцип обязывает поставщика резервировать добывающие и газотранспортные мощности под законтрактованный объем топлива и гарантирует, что этот газ будет продан только указанному в контракте покупателю. Таким образом производитель страхует себя — ведь найти место для хранения уже добытого газа не всегда возможно.

Украина же считает договоренности 2009 года несправедливыми и необязательными для исполнения. Вот и в этот раз «Нафтогаз» тут же отреагировал: никаких выплат, по крайней мере до решения арбитража. В частности, указывается, что Украина в прошлом году импортировала газа только на 1,6 миллиарда долларов — в три раза меньше объема претензий «Газпрома».

Если прибавить пять миллиардов долларов, которые «Нафтогаз» сейчас отказывается платить к ранее заявленным в Стокгольмский арбитраж требованиям, сумма по иску об исполнении контракта на поставку вырастет примерно до 37 миллиардов долларов (для сравнения, капитализация «Газпрома» — 61 миллиард долларов).

Украинская сторона еще год назад отправила в арбитраж встречный иск. В Киеве считают, что «Нафтогаз» переплачивал за газ в течение нескольких лет и недополучал средства за транспортировку топлива в Европу.

Как бы то ни было, объем претензий продолжает разрастаться. Поводов для новых требований более чем достаточно. Реальной возможности взыскать средства с оппонента ни у одной стороны сейчас нет. Однако даже такая патовая ситуация не может склонить «Газпром» и «Нафтогаз» к заключению каких-либо договоренностей, которые было бы реально исполнить. Есть серьезные основания полагать, что данная тяжба продлится еще как минимум несколько лет.

И все же, по мнению председателя комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, решить судьбу противостояния может Стокгольмский арбитраж, причем уже в этом году. По его словам, выставление требований — дело совершенно осмысленное. В то же время было бы логично ожидать от Украины встречных претензий.

«Из-за идущего сейчас процесса стороны обязаны подавать взаимные претензии по неисполнению контракта. Я уверен, что Украина вскоре подаст встречный иск на минимальные объемы прокачки газа по территории страны. В данном случае политической подоплеки нет, это чисто юридическая вещь. Все иски будут приобщаться к делу, и я ожидаю, что суд завершится до конца года. Когда на руках у той или иной стороны будет судебное решение с обязательством выплат, то начнется новый раунд переговоров уже с подкрепленными судом аргументами», — подчеркнул парламентарий.

Тем не менее, даже если арбитраж примет определенное решение, сумму задолженности еще придется как-то взыскать. Проблема в том, что у «Нафтогаза» таких средств нет, в чем признавался еще в декабре прошлого года его глава Андрей Коболев.

Если арбитраж ни к чему не придет, дело может затянуться до 2019 года, отметил в беседе с «Лентой.ру» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник. Именно тогда истекает контракт, подписанный Путиным и Тимошенко. Пока же будет продолжаться разбирательство. Новый счет в пять миллиардов нужен, чтобы дополнительно улучшить судебное «сальдо» в сторону «Газпрома», как еще одна гирька на весах, считает эксперт.

Если суд примет сторону российской газовой монополии, то это вовсе не означает немедленного возврата долгов, говорит Пасечник. Ответчиком станет украинское государство, на которое перейдут все долги «Нафтогаза». Судебная тяжба может продолжаться еще долго, но других вариантов действий в сложившейся ситуации у «Газпрома» просто нет.

Нет, впрочем, и гарантий того, что судьи в Стокгольме встанут на сторону России. «Учитывая, что в Европе схема "бери или плати" не слишком популярна, есть все основания полагать, что "Газпрому" будет сложно доказать в судах обоснованность всех этих штрафов», — заключил президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль.

Автор: Дмитрий Мигунов 

Источник: Lenta.Ru, 19.01.2017

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики