Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Конфликт «Газпрома» и «Нафтогаза» перешёл из экономической плоскости в политическую

И. Юшков: Конфликт «Газпрома» и «Нафтогаза» перешёл из экономической плоскости в политическую

Нефтегазовый конфликт между Россией и Украиной уже перешёл «из экономической плоскости в политическую». Об этом в беседе с корреспондентом «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ» заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. 

Напомним, 17 января «Газпром» направил украинской компании счета за невыборку газа во втором - четвертом кварталах 2016 года по правилу «бери или плати» (take-or-pay). Оплатить их необходимо в течение десяти дней.

«Бери или плати» - это не просто условие, записанное в контракте. Это основополагающий, базовый принцип работы газовой отрасли. Он обязывает поставщика резервировать добычные и газотранспортные мощности под законтрактованный объем газа и гарантирует, что этот газ будет продан только указанному в контракте покупателю» - заявил тогда глава российской компании Алексей Миллер.

Однако ранее стало известно об отказе «Нафтогаз Украины» оплачивать счет «Газпрома» на 5,3 млрд. долларов до решения Арбитражного суда Стокгольма. «Нафтогаз» не намерен выполнять условия, предусмотренные контрактом между сторонами, мотивируя свое решение тем, что ожидает окончательного вердикта Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа, пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу украинской компании.

Между тем, в случае приобщения свыше 5 млрд. долларов к уже ранее заявленным в Стокгольмский арбитраж требованиям российской стороны (большая часть из них - это именно претензии по take-or-pay), общая сумма по иску об исполнении контракта на поставку вырастает до 37 млрд. долларов. По словам господина Юшкова, «в этом и заключается основная проблема», так как платеж является неподъемным для Украины.

«Нынешние претензии «Газпрома» к «Нафтогазу» - это продолжение истории, которая длится уже третий год. Ее суть в том, что в коммерческом контракте между компаниями прописано условие «бери или плати». То есть «Нафтогаз» обязан выбирать определенный объем газа и если он физически его не забирает, то все равно должен переводить «Газпрому» деньги - 80% от стоимости, которая определяется опять же в контракте. Но Украина и газ не забирает, и деньги не перечисляет по условию «бери или плати».

Около двух лет назад стороны обратились в Стокгольмский арбитраж, так как в контракте прописано, что любые претензии и разбирательства проходят именно там. Между собой компании ничего не выясняют и не ведут двусторонних переговоров. Разрешение этого спора также будет решаться в суде.

Однако в контракте написано – до вынесения решения Арбитражного суда стороны обязаны исполнять положения соглашения. Но «Нафтогаз» этого не делает, а «Газпром» в соответствии с контрактом и в рамках условия «бери-плати» продолжает каждый год, каждый квартал начислять и выставлять дополнительные претензии. Поэтому 5,3 млрд. долларов, которые сейчас российская компания требует от украинской – это всего лишь та сумма, которую «Нафтогаз» по контракту должен «Газпрому» за второй, третий и четвертый кварталы 2016 года. Но этих претензий от «Газпрома» к «Нафтогазу» накопилось на сумму, которая больше, чем весь бюджет Украины».

В этой связи эксперт полагает, что решение Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа, которое ожидается до 31 марта 2017 года, будет вынесено если не в пользу «Газпрома», то хотя бы станет компромиссным. Стоит ожидать, что суд «снизит требования» российской компании к «Нафтогазу», но при этом подтвердит правоту «Газпрома» в этом вопросе, заключает господин Юшков.

«Все зависит от того, когда именно будет принято это решение. Если суд будет тянуть до третьего квартала 2017 года, тогда «Газпром» продолжит доначислять задолженность, которая к тому времени с 37 млрд. долларов вырастет под 40 млрд. долларов (российская компания выставит сумму за первый и второй кварталы текущего года). Поэтому риски для «Газпрома» заключаются в том, что вопрос переходит уже в плоскость политики.

Если Стокгольмский арбитраж сейчас будет принимать решение, то он вынужден брать в расчет то, что эта общая сумма - гигантская. И вся страна Украины ее не потянет, не говоря уже об отдельно взятом «Нафтогазе». 

Арбитражный суд Стокгольма наверняка захочет найти какое-то компромиссное решение, чтобы не утопить Украину окончательно, чтобы страна не скатилась в дефолт. И, соответственно, чтобы удовлетворить интересы «Газпрома», так как он по этому контракту прав».

Напомним, что в ноябре 2015 года Киев прекратил закупать российский газ, но продолжает приобретать транзитный газ в ЕС, заявляя, что так значительно дешевле. 

В середине декабря глава российского Минэнерго Александр Новак сообщил, что Украина во втором полугодии 2016 года переплатила за газ около 70 млн. долларов, так как цена, предлагаемая Москвой, ниже на 20–30 долларов за 1 тыс. куб. м. 

Источник: Невские новости, 18.01.2017 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики