Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газовая мозоль»: Россия дает Украине 3 года на последний шанс

«Газовая мозоль»: Россия дает Украине 3 года на последний шанс

Инвестиции в проект "Турецкий поток" составят в 2017 году 41,92 млрд рублей против 23,507 млрд рублей в прошлом году. Также российская компания существенно увеличивает вложения в "Северный поток-2" - 110,7 млрд рублей‍, и в "Силу Сибири". Москва стремится завершить важнейшие газотранспортные проекты к 2019 году, когда истекает срок контрактов с Украиной.

"Вероятнее всего, ранее всего реализован будет проект строительства первой нитки "Турецкого потока", что позволит переключить на этот газопровод поставки в Турцию, которые сейчас осуществляются через Украину и Болгарию, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – При этом "Турецкий поток" – проект "низкого старта", инвестиции в который только начинаются, но все вопросы уже решены. Ожидается, что газопровод заработает уже в 2019 году. Следующим по значимости проектом является вторая нитка "Северного потока" – он позволит перенаправить потоки газа, которые сегодня идут через Украину, что лишит Киев доходов от транзита по своей территории, а Россию – зависимости от его "трубы".

"Газпром" опубликовал суммы инвестиций в крупнейшие проекты на 2017 год. Так, в строительство "Турецкого потока" компания вложит 41,9 млрд рублей, на "Северный поток-2" придется 110,7 млрд рублей. Кроме того, повысятся суммы инвестиций в сфере транспортировки газа по трубопроводам на 6,8% - до 911,235 млрд рублей. Первая нитка "Турецкого потока" должна обеспечить нужды Турции, вторая предназначена для европейских покупателей. Однако если вопрос с первой частью проекта уже практически решен, то по второй нитке не определен ни маршрут, ни конечный пункт подачи. 

"Контракт на поставку газа Украине, а также договоренности о транзите по ее территории в Европу истекают 31 декабря 2019 года. К этому времени "Газпром" должен завершить ввод первой нитки "Турецкого потока" и "Северный поток-2" – это полностью исключит украинские газопроводы из "цепочки" поставок. С "Силой Сибири" газовому монополисту РФ медлить тоже нельзя – уже подписаны контракты на поставки с покупателями. И если "Газпром" не успеет ввести "трубу" в эксплуатацию, компанию ждут серьезные штрафы", - отмечает эксперт.

Новые газопроводы обеспечат независимость российских поставок от капризов отдельных стран

Ратификация Госдумой соглашения с Турцией по строительству "Турецкого потока" ожидается уже завтра, после чего стартует строительство газопровода. Первая нитка предусмотрена для поставок газа непосредственно на турецкий рынок в 15,7 млрд кубометров в год. Ввод "Северного потока-2" намечен на конец 2019 года. Трубопровод должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Капитальные затраты в проект оцениваются в 8 млрд евро, а общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования в 9,9 млрд евро. Инвестиции в газопровод "Сила Сибири" в 2017 году увеличены до 158,811 млрд рублей с 76,162 млрд рублей годом ранее. По этой "трубе" будет транспортироваться газ Иркутского и Якутского центров газодобычи российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай.

"Со второй ниткой "Турецкого потока" ситуация крайне неопределенная – не факт, что этот газопровод будет построен вообще. Она планировалась с условием, что Европа будет заинтересована в поставках и даст гарантии стабильной покупки газа. Но сейчас даже не говорится о том, где проляжет "труба" и кто станет конечным получателем газа. Еще недавно говорили о том, что через территорию Турции в Грецию. С одной стороны это неплохо, ведь США не смогут влиять на поставки, как в Евросоюзе. Но Турция далеко не идеальный партнер, и с учетом ее интересов в Сирии и на Ближнем Востоке она просто может начать шантажировать Европу и Россию этим газопроводом.

Не исключено, что "Газпром" не станет складывать "все яйца в одну корзину, совместно с Европой вернется к проекту "Посейдон" – "труба" пройдет по дну Черного моря и через территорию Греции в Испанию. Но на юге Испании российский газ не нужен – там ему сложно будет конкурировать с алжирским. Топливо РФ пригодилось бы северу Испании, где сосредоточены основные производственные мощности. Но удастся ли достичь этих договоренностей, пока не ясно.

В любом случае, "Газпрому" нужно форсировать события – заключать новые контракты с Украиной ему не хочется. Да и Киев, увидев зависимость РФ, может выставить крайне невыгодные условия оплаты транзита. Стремиться уйти от украинской зависимости Москва будет всеми силами, не жалея средств", - резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 19.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики