Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко блефует: Белоруссия не выживет без нефти из России

Лукашенко блефует: Белоруссия не выживет без нефти из России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился заменить российскую нефть альтернативными вариантами в связи с сокращением поставок. Известно, что вопросы об альтернативных поставках "черного золота" обсуждались еще в конце прошлого года, а некоторые варианты были испытаны на практике при доставке нефти с Чёрного и Средиземного морей на белорусские нефтеперерабатывающие заводы.

Что стоит за словами белорусского президента, Правде.Ру рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

— Я думаю, на самом деле, это больше сигнал России о том, что надо договариваться. Я думаю, то Лукашенко рассчитывал, что конструктивные переговоры будут уже в самом начале года, что буквально в январе все решится, и здесь вопрос даже не в переговорах по нефтяному вопросу, а в переговорах по газовому. Потому что, у нас в нефтяном секторе, на самом деле, проблем нет. Мы просто используем против друг друга рычаги давления в нефтянке. А основная проблема сосредоточена в газовой сфере, она заключается в том, как трактовать контракты и межправительственные соглашения, которые были подписаны еще в 2011 году.

Год назад Беларусь и "Газпром" начали по-разному считать цену на газ. И вот мы просто не можем выйти из газового конфликта, а нефтянку используем как рычаг давления. Они угрожают, что повысят тариф на прокачку российской нефти в Европу, а мы сокращаем им поставки нефти на переработку. И в этом заключается смысл всего этого конфликта.

Лукашенко рассчитывал, что с Путиным встретится буквально 11 января и все решит. А встреч нет и нет. И я думаю, что он просто сигнал посылает Москве, что, мол, давайте уже встречаться и договариваться. В реальности Беларусь уже пробовала однажды такую замену провести российской нефти, когда закупала нефть в Венесуэле. И тогда выяснилось, что это в 1,5 раза дороже, чем российская нефть. И сейчас, на самом деле, тоже убытки Белоруссии от того, что она захочет поставлять нефть из других стран, думаю, вполне возможно, будут больше, чем убытки от простоя мощностей.

Если посмотреть даже статистику за 2016 год, которую дает Белорусское статистическое агентство, там есть данные, что с сентября по ноябрь они в основном нефть закупали в России, 17 миллионов тонн, но 39 тысяч тонн, то есть мизерный объем, все равно был закуплен у Казахстана. И там же средние цены. И оказывается, что Беларусь покупала нефть у Казахстана на 10 долларов на каждый баррель дороже, чем у России. За тонну выходит 279 тысяч долларов у Казахстана, а у России — 215.

Поэтому здесь Россия, можно сказать, продает гораздо дешевел нефть, чем другие поставщики, плюс у других поставщиком стоимость повышается за счет сложной транспортировки. Из той же самой Венесуэлы они ее через полмира тащили на танкерах, потом выгружали в Одессе, потом из Одессы по нефтепроводу до города Броды, потом железнодорожными цистернами по железной дороге поставляли, и через Прибалтику так же они кидали. Как ни крути, у любых альтернативных поставщиков, сама логистическая схема, то есть доставка, будет сложнее и дороже.

Поэтому я думаю, что Беларусь даже не хочет реально поставлять нефть, а хочет дать сигнал Москве, что нужно договариваться. На самом деле, шансы высокие решить эту проблему. Стороны сейчас сделали шаг друг другу навстречу, и вначале года Россия согласовала 4 миллиона тонн за квартал поставки нефти. И несмотря на то, что в прессе писали, что это понижение, на самом деле, это повышение. Если мы посмотрим, сколько мы поставляли нефти в третьем и четвертом квартале 2016 года, то там 2,5-3 миллиона тонн, а сейчас до 4 подняли. Я думаю, что это позитив больше, чем негатив. А белорусы, в свою очередь, тоже шаг навстречу сделали, они не стали повышать стоимость транзита на 60%, а повысили всего на 10%. Здесь шансы договориться высоки, просто нужны встречи уже на уровне президентов. 

Источник: Pravda.Ru, 20.01.2017 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики