Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Партнеры «Газпрома» покидают «Северный поток — 2»?

Партнеры «Газпрома» покидают «Северный поток — 2»?

По данным прессы, зарубежные компании откладывают финансирование, а российский монополист увеличивает расходы в два раза, то есть рассчитывает только на себя. Останутся ли европейцы в проекте, и что сказал Business FM представитель «Газпрома» ?

Партнеры Газпрома не спешат вкладываться в строительство «Северного потока-2», сообщило австрийское издание Der Standard. Газета пишет, что это происходит из-за позиции польского антимонопольного регулятора, который в 2016 году выступил против строительства трубопровода. Ранее газета «Коммерсант» обратила внимание на планы «Газпрома» по инвестированию на 2017 год. Монополия потратит на строительство «Северного потока-2» 11 млрд рублей — это в два раза больше, чем корпорация собиралась потратить изначально, из чего можно сделать вывод, что «Газпром» в этом году не рассчитывает на европейских партнеров. Вот что Business FM заявил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов:

«Мы сейчас не комментируем работу с европейскими партнерами, она идет по плану. Запланированные расходы по этому проекту нацелены на достижение конечного результата». 

Ранее предполагалось, что помимо российской компании финансировать проект будут пять европейских участников, таких как Shell, Wintershall, ОМV. Однако из-за противодействия Варшавы эти планы откладываются. Впрочем, есть мнение, что партнеры в будущем вернутся к проекту, тем более, что сейчас позиция Еврокомиссии по отношению к Москве меняется.
Напомним, в конце 2016 года в условиях холодной зимы ЕК сделала исключение для газопровода OPAL, разрешив увеличить прокачку газа. Комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Понятно, что после того, как был окончательно разблокирован OPAL, Еврокомиссии придется смягчать позицию относительно обходных потоков, поставляющих газ на территорию ЕС. Это и «Турецкий поток», и «Северный поток-2». «Турецкий поток» формально не зависит от ЕС никак, а вот «Северный поток-2», действительно, блокирован ЕС. В этой ситуации «Газпрому» нужно как можно быстрее воспользоваться напряжением на газовом рынке и начать строительство трубопровода. Поскольку последние месяцы за счет того, что объемы поставок по «Северному потоку-1» значительно выросли, «Газпром» получил дополнительные деньги, которые решено инвестировать в ускорение работ по «Северному потоку-2». Европейские инвесторы, безусловно, будут участвовать в этом проекте уже хотя бы по одному тому, что они очень этого хотят. Другое дело, что внутри ЕС собственные игры, которые блокируют участие европейских финансистов и газовых компаний. Но я думаю, что эта проблема будет решена в ближайшее время. Как они между собой договорятся, и как это все сложится, это вопрос для Макиавелли, а не для меня».

Изначально предполагалось, что «Газпром» получит в трубе 50%, остальное придется на консорциум из пяти европейских компаний — по 10% каждой. Что касается финансирования, то планировалось на 70% осуществить его за счет банковских средств, на 30% — из своих. Вернутся ли европейские партнеры в проект, рассуждает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач:

«Я более чем уверен, что все те, кто подписывали соглашение акционеров в 2015 году, мечтают о том, чтобы войти в этот проект и участвовать, потому что это стабильный, долгосрочный проект с понятной и привлекательной нормой доходности. К тому же, он увеличивает их возможности по развитию газового рынка и безопасному снабжению газового рынка Европы. Я напомню, что первоначально именно инициатива из Европы была о том, чтобы «Газпром» после того, как Еврокомиссия заблокировала «Южный поток», вернулся к идее строительства новых ниток «Северного потока», потому что техническое и экономическое обоснование этого проекта было проведено еще в 2012 году практически сразу после ввода первых двух ниток. И тогда было оценено, что это и технически, и экономически реализуемо».

«Коммерсант» также сообщил, что рост расходов на Nord Stream-2 может усугубить непростую ситуацию, в которой находится «Газпром». В минувшем году чистый долг корпорации значительно вырос, превысив 2 трлн рублей. 

Источник: BFM.RU, 23.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики