Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Во сколько обойдется Беларуси альтернатива российской нефти?

Во сколько обойдется Беларуси альтернатива российской нефти?

Поставки российской нефти в Беларусь были снижены на фоне нефтегазового спора между двумя странами. Минск и Москва ссылаются на невыполнение условий межправительственных соглашений. Александр Лукашенко дал указание найти альтернативу нефти, недополученной из России. Какие есть варианты и сколько они будут стоить?

Поручение Александра Лукашенко правительству найти альтернативных поставщиков нефти звучит как сигнал Москве о необходимости разрешения энергетического спора. Поставки нефти из других стран могут оказаться нерентабельны. 

Казахстан слишком дорог

За 11 месяцев Беларусь импортировала из России 17,1 млн т. по $215 за тонну ($28,7 за баррель), а также 39 тыс. т. из Казахстана по $279,1 за тонну ($37,3 за баррель). Отметим, что при поставках нефти из Казахстана с нефтяников также не взимается пошлина. 

Партия казахстанской нефти была доставлена в Беларусь по нефтепроводу, что показывает ее неконкурентоспособность по сравнению с российским сырьем – транспортные расходы слишком велики. А продавать нефть по меньшей цене Астана не станет.

В 2016 г. Казахстан экспортировал через российскую территорию 17,2 млн т. нефти (15 млн т. поступает в РФ по нефтепроводу Атырау – Самара, еще 2,2 млн т. идет по российской территории до Махачкалы).

Казахстану выгоднее экспортировать свою нефть через Новороссийск или Усть-Лугу, чем через Беларусь, так как это приносит ему большую прибыль. Поэтому и цену на нефть для Минска Астана снижать не будет. Пока от Казахстана не было заявки на прокачку нефти через Россию в Беларусь.

Венесуэльский эксперимент

Осенью 2016 г. Лукашенко посетил ОАЭ, Катар и Азербайджан. Вполне возможно, что тогда он вел переговоры о поставках нефти в Беларусь. Однако эксперимент с закупкой венесуэльской нефти в 2010-2012 гг. показал, что стоимость доставки нефти на белорусские НПЗ как через Украину, так и через Прибалтику существенно увеличивает себестоимость нефтепродуктов.f

Например, в январе – марте 2012 г. стоимость венесуэльской нефти для Беларуси составила $917 за тонну, а российской — около $442 за тонну.

Напомним, что тогда были опробованы различные маршруты. Изначально предполагалось, что танкеры с венесуэльской нефтью будут приходить в Одессу и далее по нефтепроводу Одесса-Броды будет поступать в Беларусь (с перевалкой в Бродах на железную дорогу).

На деле оказалось, что венесуэльская нефть сорта Санта-Барбара высоковязкая, и нефтепровод для нее использовать не получится. Пришлось транспортировать ее по железной дороге. Танкер с 80 тыс. т. нефти потребовал примерно 1330 цистерн, которые составляли 20-25 составов (поездов).

В итоге оказалось, что такая транспортировка (Одесса-Мозырский НПЗ) стоила около $65 за тонну нефти (позже украинские власти ввели спецтариф, позволивший снизить эту цифру до $25). По нынешним тарифам «Українська залізниця» транспортировка нефтяных цистерн на расстояние примерно в 945 км будет стоить более $60 за тонну.

Были попытки также поставлять венесуэльскую нефть через прибалтийские порты – Клайпеду и Вентспилс. Но все эти варианты не могли устранить главную проблему – нефть из Венесуэлы обходилась гораздо дороже российской, что и фиксировал Белстат.

Надежда на Азербайджан умирает последней

Именно поэтому белорусское руководство переключилось на переговоры с Азербайджаном и попыталось покупать его нефть. Сырье даже было закачано в нефтепровод Одесса-Броды, чтобы запустить трубу в аверсном режиме (до этого нефтепровод использовался в реверсном режиме для экспорта российской нефти через порт Одессы).

Использование нефтепровода должно было сократить затраты на транспортировку. Но азербайджанский проект так и не был реализован. Минск и Москва к тому моменту уже урегулировали свои споры. Непонятна только судьба азербайджанской нефти, уже закачанной в нефтепровод. По неподтвержденной информации, ее выкачали и продали.

В случае попытки Минска найти альтернативу российской нефти на Ближнем Востоке, придется начать с закачки нефти в трубу Одесса-Броды. При этом риски пропажи этой нефти возрастают из-за общей дезорганизованности украинских хозяйствующих субъектов.

Кроме того, качество и стоимость азербайджанской нефти выше, чем «черного золота» Казахстана. Из Казахстана нефть поставлялась в Беларусь по нефтепроводу, а из Азербайджана ее придется везти танкером до Одессы, и затем качать по нефтепроводу Одесса-Броды-Мозырь.

Такая логистика обойдется дороже, чем поставки из Казахстана, не говоря о более высокой стоимости азербайджанской нефти.

Альтернатива – доставлять нефть по железной дороге от Одессы до Мозырского НПЗ, что будет еще дороже, так как транспортировка железнодорожным транспортом всегда обходится дороже, чем по нефтепроводу.

Белорусское руководство вряд ли в реальности хочет повторить венесуэльский эксперимент, поэтому торопит Москву перейти к активной стадии переговоров. Для России эта история тоже неприятна. Нефтяники хотят получить гарантии сохранения адекватных тарифов на прокачку нефти через Беларусь, а «Газпрому» хочется получить свои деньги, так как они нужны ему на строительство «Северного потока-2», «Турецкого потока» и «Силы Сибири». Поэтому стоит ожидать, что компромисс в газовом вопросе будет найден в ближайшее время, что снимет противоречия и в нефтяной сфере.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 26.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики