Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба и реактор: с чем Путин летит в Будапешт

Труба и реактор: с чем Путин летит в Будапешт

В ходе визита в Будапешт 2 февраля президент РФ Владимир Путин и премьер Венгрии Виктор Орбан обсудят совместные газовые и атомные проекты. Каковы интересы сторон, выясняла DW.

2 февраля в Будапеште состоится встреча президента России Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Ожидается, что в числе прочих вопросов они обсудят сотрудничество в сфере энергетики. Главным образом речь пойдет о поставках российского газа в Венгрию после 2021 года, когда истекут действующие контракты «Газпрома», и о совместном строительстве двух новых энергоблоков на атомной электростанции «Пакш».

Контракты претерпят изменения

Венгрия получает российский газ по долгосрочным контрактам, первый из которых был подписан более 20 лет назад. Всего на сегодняшний день действуют четыре контракта, два — до 2019 и два — до 2021 года, сообщается на сайте «Газпрома».

Компания реализует свою продукцию на венгерском рынке через посредника Panrusgas Gas Trading Plc., в которой владеет 40 процентами акций. Совокупно по этим контрактам, по данным «Газпрома», в страну поставляется около 4,2 млрд кубометров газа в год.

BP в своем Energy Outlook дает немного другие цифры. «В 2015 году Венгрия потребила 8,9 млрд кубометров, 5,8 из них — из России», — уточняет со ссылкой на доклад ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. При этом, по его словам, больше ни у кого Венгрия газ не закупает, а оставшиеся примерно 3 млрд кубов добывает сама.

По мнению Юшкова, контракты с Россией будут продлены минимум на 10 лет, однако в них, вероятно, будут внесены изменения в части формулы цены и принципа take-or-pay («бери или плати»). Об этом, по его словам, можно судить по практике новых переподписаний с другими европейскими потребителями, в частности, с Италией. Формула с большей долей вероятности будет иметь меньшую привязку к ценам на нефть и большую к споту, а принцип take-or-pay и вовсе исчезнет.

Альтернативы и преимущества

Эксперт полагает, что в силу географического положения, у Венгрии практически отсутствуют альтернативы российскому газу. «Выхода к морю, как, например, у Польши, у Венгрии нет, отсутствуют СПГ-терминалы (терминалы для приема, хранения и преобразования сжиженного природного газа. — Ред.), азербайджанский газ к ним не дойдет. Поэтому Венгрии удобно получать газ напрямую из России», — заявил он DW.

Таким образом, пока нет ясности с конечным маршрутом «Турецкого потока», основной газоносной артерией для Венгрии остается газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, идущий из Ямало-Ненецкого автономного округа через Марий Эл на Украину. При этом, по словам Юшкова, в венгерском случае украинское звено — это большой плюс, поскольку оно дает Венгрии возможность зарабатывать на реверсных поставках газа Киеву. «Они получают газ из России и продают его часть украинцам с ценовой надбавкой. Это хороший заработок для них. В основном это делают частные компании, но они платят налоги, так что это неплохо для венгерского бюджета», — отмечает он.

АЭС «Пакш»: от советских к российским реакторам

Еще один масштабный энергетический вопрос, который, вероятно, будет обсуждаться Путиным и Орбаном, — это проект совместного строительства двух энергоблоков (пятого и шестого) на АЭС «Пакш». Россия еще в 2014 году согласилась выделить Венгрии кредит до 10 млрд евро на эти цели. Первый энергоблок АЭС «Пакш», обеспечивающей сегодня до 40 процентов потребностей Венгрии в электроэнергии, был построен в 1982 году при непосредственном участии Советского Союза. С тех пор на станции было установлено четыре реактора российского типа (ВВЭР мощностью 440 МВт).

«Приближается срок окончания их эксплуатации. Венгры решили менять их на два новых российских реактора мощностью 1200 МВт. «Генподрядчиком должно стать подразделение „Росатома“, хотя участвовать в проекте будут и венгерские, и западноевропейские компании», — сообщил DW директор автономной некоммерческой организации «АтомИнфо-Центр» Александр Уваров. По его мнению, выбор был продиктован тем, что на станции уже стоят российские реакторы, поэтому вполне оправданно менять их на аналогичные.

«Во-первых, удобнее работать с техникой, которая уже знакома. Во-вторых, с точки зрения безопасности плохо, когда на одной площадке стоят принципиально разные реакторы, а такая ситуация возникнет, пока старые реакторы еще будут работать, а новые уже будут введены в эксплуатацию», — объясняет он. Вероятно, немалую роль в пользу выбора Венгрией российского партнера сыграл и кредит, который покроет львиную долю расходов на проект.

Работы хватит на 100 лет

Впрочем, об альтруизме со стороны Москвы речь не идет. «После того, как блоки будут построены, в течение долгого времени, а, возможно, и всего срока жизни реакторов (он сегодня достигает 80-100 лет), будут действовать контракты на обслуживание. И это не только топливо, но и обслуживание оборудования, модернизация и так далее. То есть „Росатом“ обеспечивает себя работой лет на 100», — говорит Уваров.

Дополнительная выгода, по его словам, заключается и в том, что Венгрия, имеющая хороший научный потенциал в атомной отрасли, остается «в зоне культуры российского типа реакторов». Наконец, еще один плюс для России заключается в том, что сегодня внутри страны развитие энергетики тормозится: пересматриваются программы, в том числе по атому. Этим также объясняется стремление «Росатома» на внешние рынки.

До недавнего времени порывы российских атомщиков сдерживала Еврокомиссия, с января 2016 года проводившая расследование по проекту из-за подозрений в различных нарушениях антимонопольного характера. Однако три месяца назад со ссылкой на премьер-министра Венгрии Яноша Лазара появились сообщения о том, что строительство одобрено. Лицензия может быть выдана уже этой весной. Не исключено, что более точные сроки и другие детали проекта будут озвучены уже 2 февраля.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 01.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики