Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский газ придет в Венгрию зигзагом

Российский газ придет в Венгрию зигзагом

Определенности с направлением поставок нет

Россия, вынужденная искать пути поставок газа в обход Украины, пообещала обеспечить сырьем одного из своих союзников в Европе — Венгрию — «любыми путями». Но пока понимания, как это будет сделано, у сторон нет. Владимир Путин даже допустил возрождение проекта South Stream и продление контракта на транзит газа с Украиной. По мнению аналитиков, наиболее простой вариант — поставки по Nord Stream 2, что потребует расширения уже существующей инфраструктуры.

Поставки энергоресурсов стали основной темой переговоров, которые Владимир Путин провел в рамках визита в Венгрию с премьером страны Виктором Орбаном. "Одно точно можно сказать: российский газ будет надежно поступать для венгерского рынка, это 100%«,— заявил он по итогам встречи. Он подчеркнул, что Россия будет «искать любые пути реализовать эти планы». В то же время, судя по словам российского президента, ясного понимания этих путей на данный момент нет. 

В прошлом году Венгрия получила около 6 млрд кубометров российского газа транзитом через Украину, из которых примерно 70% поступает через пункт Берегово на украинско-венгерской границе, остальной объем — через Австрию. Контракт действует до 2021 года, однако за год до этого срока закончится контракт «Газпрома» по транзиту газа через Украину, и теперь компания ищет обходные пути для поставок своим клиентам. В качестве основного варианта в отрасли всегда рассматривался газопровод Nord Stream 2 и в меньшей степени «Турецкий поток».

Но Владимир Путин вчера допустил сохранение транзита через Украину после 2019 года и даже возобновление проекта South Stream. «Мы готовы к чему угодно вернуться. Мы не собираемся обижаться на ту же Болгарию, на какие-то другие страны за то, что они не нашли в себе мужества в свое время противостоять решениям Еврокомиссии, если готовы вернуться к этому — мы готовы тоже со своей стороны. Но нам нужны гарантии (от Брюсселя.— «Ъ»). Мы больше не можем и не хотим нести убытки«,— заявил президент. Впрочем, как признал источник «Ъ» в правительстве, реанимировать South Stream «будет очень сложно».

План «Газпрома» по обходу Украины в его нынешней конфигурации — строительство Nord Stream 2 в Германию и «Турецкого потока» в Турцию, а далее в Грецию и южную Италию — оставляет двух российских политических союзников, Венгрию и Сербию, в положении «газового острова». Хотя для поставок по Nord Stream 2 в Венгрию уже есть инфраструктура, которую можно расширить, стоимость транспортировки газа будет высокой. С другой стороны, переговоры с Украиной о продлении транзитного контракта на столь небольшой объем — 10-15 млрд кубометров (с учетом ряда других потребителей на Балканах) явно будут трудными, потому что при таком низком объеме транзита и постоянных затратах Киева на поддержание ГТС тариф на прокачку обречен быть очень высоким. В любом случае для «Газпрома» решение этой задачи будет означать дополнительные расходы.

Оптимальным маршрутом поставок в Венгрию был бы South Stream, но сейчас проект «не стоит на повестке дня», отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Так что наиболее очевидным становится вариант экспорта через Nord Stream 2 с учетом уже имеющейся инфраструктуры. Так, у Венгрии есть нитка из австрийского хаба в Баумгартене и переток со Словакией. «Даже сейчас в крайнем случае «Газпром» может полностью обеспечивать страну через Nord Stream«,— говорит эксперт. В перспективе Венгрии придется расширять инфраструктуру для импорта газа по этому направлению, но это проще, чем строить новую. Так, чтобы российский газ пошел в Южные Балканы через Турцию по второй нитке «Турецкого потока», нужны инвестиции в инфраструктуру. Господин Гривач напоминает, что у Евросоюза есть планы по созданию внутриевропейской системы интерконнекторов, однако пока не ясно, когда она будет готова и на каких условиях «Газпром» сможет ее использовать.

Авторы: Ольга Мордюшенко, Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 03.02.2017

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики