Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как сокращение поставок российской нефти повлияет на Белоруссию

Как сокращение поставок российской нефти повлияет на Белоруссию

Сокращение поставок российской нефти до 12 млн тонн в год повлияет на Белоруссию. Белоруссия перерабатывает российскую нефть и отправляет нефтепродукты на экспорт, так зарабатывает.

Последние годы Россия позволяет оставлять экспортную пошлину за вывоз нефтепродуктов в белорусском бюджете, раньше был конфликт. Мы предлагали: либо поставляем нефть и взимаем экспортную пошлину на границе России и Белоруссии, либо поставляем на заводы дешевую нефть, но когда вы отправляете нефтепродукты в Европу, экспортную пошлину за вывоз нефтепродуктов вы перечисляете в наш бюджет. Такая практика существовала, соответственно, наш бюджет пополнялся.

Когда создавался ЕАЭС, Белоруссия высказала свои требования, чтобы она согласилась в него вступить: «Мы войдем в этот союз, но за это позвольте нам немного подзаработать и направлять экспортную пошлину в свой бюджет». И до сих пор они направляют ее в свой бюджет. 

Это довольно выгодно: мы продаем им нефть по очень низким ценам, примерно на $10 с каждого барреля дешевле, чем она стоит на рынке. Соответственно, чем меньше Россия будет поставлять нефти, тем меньше Белоруссия сможет поставлять нефтепродуктов на экспорт. Около 7 млн тонн Белоруссия потребляет внутри страны. Получается, что около 5 млн тонн останется, которые они смогут перерабатывать и отправлять в Европу. Это существенно ударит по их бюджету.

Я думаю, что белорусская сторона нагнетает, обостряет эту тематику, чтобы точно обсудить этот вопрос на переговорах с Владимиром Путиным. Если сейчас не договариваются по газу, то продолжается история с сокращениями поставки нефти. Основная проблема: мы не можем решить, какую цену на газ мы должны друг другу выставлять, а нефтяная проблематика используется как рычаг давления друг на друга. Россия сокращает поставки нефти, чтобы заставить их пойти на свои условия по газу. Надо решить газовую проблематику, а нефтяная снимется сама собой. Если вдруг не снимется, то белорусы вернутся к вопросу о том, сколько стоит прокачка нефти через их территорию в Европу.

Вопрос альтернативных поставок упирается в вопрос цены. По железным дорогам — пожалуйста. Белоруссия может гнать через Украину, через Прибалтику любые объемы, насколько это позволит пропускная способность железных дорог. Несколько лет назад они подобное уже демонстрировали: в Венесуэле закупали нефть, гнали ее через весь мир, отгружали сначала в Одессе, потом в Прибалтике, на железную и катили до своих НПЗ. Потом Белстат публиковал данные по стоимости венесуэльской нефти. Оказалось, что она почти в два раза дороже, чем российская.

Азербайджан, Иран — все готовы продать нефть, ни у кого проблем с этим нет. Но они не будут отдавать ее бесплатно. Они предложат обычную рыночную цену, которая будет гораздо дороже российской цены на нефть, так как стоимость доставки также будет значительно выше. Какой смысл? Те нефтепродукты, которые Белоруссия получит из такой дорогой нефти, не могут быть проданы с выгодой. С таким же успехом можно купить нефть и переработать ее в Европе, там полно пустующих НПЗ. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 03.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики