Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Рекс Тиллерсон – яркий представитель бизнеса, а с бизнесом найти общий язык проще

К. Симонов: Рекс Тиллерсон – яркий представитель бизнеса, а с бизнесом найти общий язык проще

Бывший глава нефтегазовой корпорации ExxonMobil Рекс Тиллерсон накануне официально стал 69 госсекретарем США. Его кандидатуру одобрил сенат со счетом за - 56, против – 43 сенатора. Мнение Верхней палаты конгресса сложно назвать единодушным. Причины тому общеизвестны, начиная с того, что предложенную Дональдом Трампом кандидатуру Тиллерсона считают еще более «пророссийской», чем самого Трампа, до отсутствия опыта дипломатической работы, в котором его обвиняют, вопреки тому влиянию, которое имеет его фигура в сфере мировой энергетики. Новое назначение в Белом Доме Агентству нефтегазовой информации прокомментировал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

- Поскольку Трамп давно уже внес кандидатуру Тиллерсона на должность Госсекретаря,  само по себе данное назначение неожиданностью ни для кого не стало. Битый час его допрашивают в сенатской комиссии, прежде всего, на тему, не дружит ли он с Владимиром Путиным, какие отношения его связывают с Россией. Все знают, что Президент РФ вручал ему Орден (Дружбы «За большой вклад в развитие и укрепление сотрудничества с Российской Федерацией» – ред.) и то, что Exxon присутствует в России. Тем не менее, я считаю, что это назначение – позитивный фактор для двусторонних отношений России и США. Рекс Тиллерсон – яркий представитель бизнеса, а с ним найти общий язык всегда проще. Бывший глава компании и сама ExxonMobil, в целом, работают во многих государствах. Поэтому может объективно сравнивать российский политический режим с другими странами. Несмотря на ту репутацию, которую нам в мире создали. Взять нефтегазовый комплекс, где к иностранным инвесторам относятся гораздо более лояльно, чем на многих других территориях, где Exxon добывает нефть.

У Тиллерсона есть четкое понимание, как на самом деле устроена Россия, какие процессы в ней происходят. Для него наша страна – не учебник географии. У нас всегда возникали проблемы с теми западными политиками, которые пропагандировали какие-то мифические ценности. Гораздо проще было найти общий язык с бизнесом, который исходил из прагматичных целей. В той же Европе, мы понимаем, что те претензии, которые предъявляются к нам, связаны не со стандартными ценностями демократии, а с тем, что большая часть европейской элиты просто боится России, опасаясь, что РФ «задушит» их в своих объятиях. Многие из этих претензий другим странам не предъявляются, хотя там режим очевидно гораздо более жесткий, чем в России. В Казахстане, например. В отношении него такой темы вообще не возникает. Что там режим более демократичный, чем в России? Нет, это все прекрасно понимают. Но Казахстана никто не боится. Россия – страна, которая на самом деле во многом «демонизирована» с точки зрения политической системы, тех ценностей, которые мы представляем. Тиллерсон в состоянии  эту картину представить более объективно, внятно и четко. И то, что он бывал в России, общался с российской элитой, на самом деле только плюс, который выгодно отличает его в лучшую сторону, не зависящую от разного рода советников, помощников, телевизоров.

При этом, конечно, надо понимать, что прагматичный подход он будет применять во внешней политике Соединенных Штатов. Он четко ориентирован на интересы США. Exxon – это та компания, которая всегда очень прагматично и жестко отстаивает свои интересы. Это было и в России. У Exxon был налоговый спор с правительством Российской Федерации по поводу самого крупного проекта компании в РФ – «Сахалин-1». «Прекрасные отношения» с Путиным не помешали Тиллерсону подать в суд. В этом они совпадают с Дональдом Трампом. Они - американцы, они будут отстаивать свои интересы. Не нужно строить иллюзий. Но только представьте, что победила бы Клинтон и назначила госсекретарем кого-то вроде себя. Диалог был бы невозможен, разговора не получилось бы вообще. Они вместе крутили бы свою любимую заезженную пластинку: «Идите оттуда, идите отсюда, верните Крым» и т.д.

Здесь разговор возможен. Просто некоторые люди ошибочно воспринимают эту ситуацию так - как грамотно мы сделали, что дали Тиллерсону орден, сейчас они снимут нас все санкции. Этого не будет. Он - очень жесткий переговорщик, именно в международном режиме. Будучи главой компании, он резко отстаивал ее интересы на северо-востоке и юге Америки, в Венесуэле. Новый госсекретарь - не дипломат, который не говорит «нет». Но, в целом, мы будем говорить с прагматиком и бизнесменом, а не с граммофоном, крутящим безостановочно одну и ту же старую пластинку. 

Автор: Антонина Борисович
 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики