Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что хотел сказать России Лукашенко?

Что хотел сказать России Лукашенко?

3 января состоялась ежегодная пресс-конференция Александра Лукашенко, на которую были приглашены журналисты, эксперты, представители партий, конфессий и общественных объединений Беларуси. В «большом разговоре» Лукашенко заявил о многовекторности Беларуси, обвинил российских олигархов в разрушении Союзного государства и потребовал завести уголовное дело против российского чиновника Сергея Данкверта. Вместе с тем, Лукашенко опроверг вбросы о выходе Беларуси из евразийского проекта. Что стоит за заявлениями Лукашенко? 

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов (Россия):

- Конфликт заключается в том, что в 2016 г. Беларусь в одностороннем порядке изменила формулу расчета цен на газ, хотя есть контракт между «Газпромом» и белоруской стороной. А поскольку деньги они перечисляют авансом, соответственно, стали платить столько, сколько считают нужным. И образовался долг, который сначала достиг $300 млн, после чего российская сторона начала переговоры по новой формуле.

Что самое удивительное: насколько мне известно, к лету была договоренность о новой формуле цены, и было понимание с российской стороны, на какие уступки мы готовы идти. Лукашенко практически получил требуемую цену. Там речь шла, что скоро произойдет переход на внутрироссийскую цену. Самое главное, на чем настаивал Лукашенко, – это чтобы цена была привязана не к Европе по принципу нетбэка, то есть цена откладывалась от европейской с вычетом расходов и прочих вещей, а наоборот, она бы плюсовалась к внутрироссийской цене. А российские цены растут крайне слабо, практически не растут. Потом она должна была уравняться с российскими ценами, и Беларусь смогла бы получать газ по цене Смоленской области. И там был момент, что мы [Россия – «ЕЭ»] соглашаемся с новой формулой цены, но вы заплатите за потребленный газ по старой цене. Но А. Лукашенко сначала соглашался, но затем отказался. И сейчас долг превысил полмиллиарда [долларов – «ЕЭ»].

В 2016 г. Россия сократила поставки нефти в Беларусь. В итоге у нас по 2016 г. поставки упали на 20% – для Беларуси это много. Они хотели потреблять 23-24 млн [тонн нефти – «ЕЭ  »] – получили 18. Это серьезный удар по белорусскому бюджету. Лукашенко об этом и говорил – мы же спорили про газ, а вы ударили по нефти. Хотя, что значит ударили? Лукашенко с начала года ввел новые тарифы на транспортировку нефти по территории Беларуси. Тогда Россия опять заявила, что никаких 24 млн в 2017 г. Беларусь не получит на переработку. В этом плане у нас нет обязательства 24 млн поставлять на белорусские заводы, Россия здесь никаких контрактных обязательств не нарушает. А Беларусь их нарушила уже дважды.

У нас две крайности присутствуют. Одна крайность – Беларусь – братская страна, давайте везде пойдем на уступки. Другая крайность – давайте с ними исходить из мировых цен. Мы прекрасно понимаем, что с Украиной так и пытались строить отношения по принципу «мы с вами, как на мировом рынке, ничем не связанные партнеры». Кончилось это известными проблемами. Понятно, что Беларусь выполняет ряд политических функций. Вопрос всегда в цене и себестоимости этих историй. 

При расчетах надо смотреть не только на цены на энергоносители, но и, например, на атомную станцию которую мы строим на свои деньги. Причем большой вопрос, для чего она нам нужна. Поэтому история с Беларусью сложная и комплексная, и самое удивительное, что никто никогда на эту проблему комплексно не смотрел и все это дело не обсчитывал – по крайней мере, я такого не видел ни разу. 

Источник: Евразия.Эксперт, 06.02.2017

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики