Россия активно наращивает поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Европу. Первым судном с российским «голубым топливом» стал эстонский быстроходный паром Megastar, вышедший из Таллина в Хельсинки. Число заказчиков растет: это Япония, на очереди — Чехия, Польша и Германия. Для того, чтобы обеспечить спрос, в планах у «Газпрома» запуск нескольких проектов, в их числе завод СПГ ежегодной мощностью 1,5 млн тонн, который построит в России немецкая компания Linde.
По словам заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, этот проект тройного назначения.
«Проект позволит „Газпрому“ выйти на рынки в Балтийском регионе, поставлять объемы газа на экспортные рынки в Европе, которые не могут снабжаться природным газом из России из-за дальности расстояния. Проект также дает возможность поставки на глобальный рынок, на другие континенты — в Азию, на Ближний Восток, есть варианты с Южной Америкой. Этот проект также является фундаментальным камнем для безопасности поставок газа в Калининградскую область. Получается, что это проект тройного назначения», — сказал Алексей Гривач в эфире радио Sputnik.
По словам эксперта, российские поставки выигрывают у конкурентов по экологическим и экономическим соображениям.
«Уже есть позитивный пример того, как российский малотоннажный СПГ в не самых дружественных по политической риторике странах выигрывает конкуренцию. Недавно начались поставки СПГ из Псковской области, которые делает компания „Криогаз“, подконтрольная „Газпромбанку“. На паром Таллин-Хельсинки — поставки в адрес эстонской компании Eesti Gaas. Выиграна конкуренция у всех возможных поставщиков СПГ и поставщиков других видов топлива. Потому что сейчас важна тема экологической безопасности топлива, новые стандарты ЕС по топливу для судов в Балтийском регионе очень строгие, а СПГ — это лучшее решение, а российский СПГ — лучший с точки зрения экономики», — отметил эксперт.
По его словам, Россия чувствует себя свободно на европейском рынке газа.