Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньги на бочку. Зачем «Газпром» лоббирует «Северный поток — 2» в Конгрессе США

Деньги на бочку. Зачем «Газпром» лоббирует «Северный поток — 2» в Конгрессе США

Западные правительства и политический истеблишмент ещё задолго до обострения событий на Украине и последовавшего затем государственного переворота и введения антироссийских санкций довольно резко выступали против планов России и заинтересованных крупных европейских нефтегазовых корпораций в сфере строительства дополнительных ниток газопроводов в Европу. Россию постоянно и необоснованно обвиняли то в использовании «газовой дипломатии» (в форме шантажа), то в препятствовании конкуренции. Собственно, во многом той самой конкуренцией, а точнее её отсутствием, и объясняла Европейская комиссия отказ поддерживать проект расширения крайне успешного российско-немецкого проекта «Северный поток», а также его сухопутное ответвление OPAL.

В поистине адском коктейле бизнес-интересов и государственных резонов, густо замешанном на большой геополитике, основными европейскими enfant terrible, выступавшими против планов расширения альтернативных проектов доставки в Европу российского газа, всегда были представители «новой Европы» на востоке континента, которые исторически теснее аффилированы с Вашингтоном, нежели с Брюсселем или Берлином. Видимо, этими соображениями было обусловлено возвращение «Газпрома» на американский лоббистский рынок после почти 15-летнего перерыва.

Для начала стоит отметить, что действующий газопровод «Северный поток» имеет протяжённость более 1200 км, при этом он включает в себя, по сути, две расположенных параллельно «трубы», пропускная способность каждой из которых составляет порядка 27,5 миллиарда кубометров газа в год. При этом в 2014 году объём прокачки российского природного газа через систему «Северного потока» составил 39,1 миллиарда куб. м, в 2015 году немного «просел» до 35,5 миллиарда куб. м, составив таким образом порядка 70% загрузки от номинальных характеристик пропускной способности. Согласно ряду экспертных оценок, в прошедшем 2016 году объём прокаченного по «Северному потоку» газа возрастёт на 15–20%, достигнув отметки в 40 миллиардов куб. м.

Несмотря на все разговоры о «Третьем энергетическом пакете» и несоответствии ему «Газпрома» и его проектов в странах Евросоюза, альтернатив российскому газу — если только не создать их искусственно, — очевидно, нет. Как показал опыт и экономические расчёты, строительство гигантских терминалов по приёму танкеров со сжиженным природным газом обходится очень дорого, для них нужна циклопических размеров сопутствующая инфраструктура, а поставщики в лице аравийских монархий Персидского залива крайне зависимы от политических веяний в Вашингтоне, который в конечном итоге является их военным и политическим покровителем. Переход на иные, нежели российский газ, источники снабжения потребительского и, что важнее, промышленного сектора сделает европейскую промышленность неконкурентоспособной.

Стоит отметить в этой связи, что в 2017 году «Газпром» собирается потратить на реализацию второй очереди «Северного потока» около 111 миллиардов рублей, и, скорее всего, эти деньги придётся заплатить именно российскому концерну. В первоначальном плане предполагалось, что у «Газпрома» будет 50% капитала проекта, а остальная половина будет пропорционально распределена между Shell, Engie, OMV, E.On и Wintershall. Вот только по причине противодействия польских антимонопольных органов схема сорвалась, и крупные европейские корпорации так и не вошли в капитал Nord Stream 2 AG. Видимо, желанием решать проблемы не с государствами-клиентами вроде Польши и прочих восточноевропейских лимитрофов, а непосредственно с их вашингтонскими хозяевами можно объяснить и возвращение «Газпрома» на американский рынок политического лоббизма.

Как следует из соответствующей формы LD-2, опубликованной в базе данных о функционировании и финансировании лоббистских организаций, зарегистрированных при Конгрессе Соединённых Штатов, 14 января 2017 года компания New European Pipeline AG перечислила 140 тысяч долларов известной лоббистской форме McLarty Inbound LLC.

Довольно примечательно, что в пункте 16 формы раскрытия информации данных о конкретной теме лоббизма нет, однако в описании указано, что обозначенная сумма, по сути, была перечислена на текущую фоновую деятельность лоббистов. Интерес представляет в данном случае субъект лоббизма — компания New European Pipeline AG, которая как раз и является непосредственным оператором проекта «Северный поток — 2». В изначальной форме лоббистской регистрации, поданной в 2016 году, указывались и иностранные бенефициары этой структуры, например «Газпром», а также всё те же корпорации, которым польские антимонопольщики в итоге так и не позволили войти в капитал Nord Stream 2 AD, — то есть Shell, Engie, OMV, E.On и Wintershall. В итоге же в платеже лоббистам от 14 января остался только один иностранный бенефициар, и это российский «Газпром».

Само по себе это не было бы каким-то необычным фактом, однако необходимо отметить, что «Газпром» через дочернюю и специально созданную для строительства «Северного потока — 2» структуру New European Pipeline AG лоббирует свои интересы именно в США. Последние действия «Газпрома» в сфере лоббизма в Конгрессе США датируются 2002–2003 годами и связаны с вопросами, касающимися телекомпании «НТВ», так что его возвращение на Капитолийский холм после почти 15-летнего перерыва довольно показательно. Очевидно, что к российскому газовому монополисту пришло понимание того, что ключи от решения его проблем с неуступчивыми восточными европейцами лежат не в Варшаве, Стокгольме, Вильнюсе, Риге или Таллине — а в Вашингтоне.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов подчёркивает огромное влияние США в европейской энергетической сфере и то, что стремление «Газпрома» искать политическое решение в американском конгрессе вполне логично:

— Традиционно вмешательство США в европейские энергетические дела было крайне высоким. Если учесть, что главный противник проекта «Северный поток — 2» — это Польша, по иску которой с 1 февраля «Газпром» не может загрузить на вторую половину газопровод OPAL, то в таком решении есть логика. Надо решать вопросы в центре управления. Нет смысла лоббировать в Польше, если команды отдаются из Вашингтона. Позиция США традиционно жёсткая, Вашингтон всегда играет против нас на европейском рынке. Но в связи с появлением новой команды в американском внешнеполитическом блоке, включая и нового госсекретаря Рекса Тиллерсона, появились новые возможности вести переговоры.

Автор: Илья Ухов

Источник: Life.Ru, 10.02.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики