Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Каждый баррель нефти не из РФ обходится Минску на $10 дороже

Каждый баррель нефти не из РФ обходится Минску на $10 дороже

Белоруссия не сможет заместить российскую нефть по экономическим соображениям, а историю с закупкой иранской нефти использует для пиара, чтобы усилить переговорные позиции в споре с Россией. Так прокомментировали эксперты информацию о закупках Минском иранской нефти для замещения поставок «черного золота» из России.

Все упирается в деньги

«Я думаю, что со стороны Белоруссии история с закупкой иранской нефти – исключительно информационная и PR-кампания, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Мы уже видели подобные игры, когда белорусы закупали нефть в Венесуэле. Здесь все упирается в стоимость. Дешевле, чем Россия, никто никогда Белоруссии нефть не продаст. Частично Белоруссия может загрузить свои НПЗ нефтью из других источников. Если же говорить о полном замещении российского топлива, то в этом случае даже железная дорога не смогла бы пропустить столько составов с нефтью, потому что нефтепровод к белорусским НПЗ подведен только из России. По железной дороге в Белоруссию можно поставить не более трех-четырех млн тонн нефти в год – это максимум. Иначе придется расширять железнодорожные подходы, а это – дополнительные затраты.

Но самый красноречивый аргумент в пользу российской нефти мы можем найти в официальных данных Белстата, где написано, что за 2016 год в Белоруссию поступило 120 тысяч тонн нефти из Казахстана. Объем здесь не важен – важно другое: каждый баррель казахстанской нефти обошелся Белоруссии на 10 долларов дороже, чем нефть из России. Причем топливо из Казахстана прошло с низкой стоимостью прокачки. Казахстан прокачал его через Россию, обратившись за этой услугой к «Транснефти».  

Иранский нефтяной мизер

Ранее агентство Reuters со ссылкой на источники среди нефтетрейдеров сообщило о том, что белорусская «Белойл» заключила контракт на покупку 80 тысяч тонн нефти у иранской NIOC. Это первая сделка между Белоруссией и Ираном по поставкам нефти. Загрузка танкеров может начаться в районе 20 февраля.

Белоруссия активно ищет альтернативные источники нефти на фоне ограничения поставок из России. Соответствующее поручение правительству дал президент Белоруссии Александр Лукашенко.

«Соглашение с Ираном о 80 тысячах тонн нефти – это мизер. Доставят они ее, скорее всего, железной дорогой, потому что этого объема даже не хватит, чтобы наполнить нефтепровод «Одесса – Броды». Когда нефть придет, они отрапортуют об экономических успехах, но потом, примерно два месяца спустя, появятся данные Белстата, где мы увидим реальную стоимость иранской нефти.

Иран не собирается никому продавать свою нефть с какими-то скидками. Зачем? Они вышли из-под санкций, они успешно торгуют, они отправляют в Китай все больше и больше нефти. Им как раз нужны деньги, а не хорошие отношения с Белоруссией», – поясняет Игорь Юшков.

Белоруссии невыгодно обострять конфликт

Спор о нефти стал продолжением газовых разногласий Москвы и Минска. На протяжении всего 2016 года Белоруссия вела переговоры с Россией о снижении цен на газ. При этом с июля Россия более чем на треть сократила поставки нефти в Белоруссию из-за белорусского газового долга.

Белоруссия просто пытается усилить свои переговорные позиции накануне намеченной встречи президента России Владимира Путина и белорусского лидера Александра Лукашенко. «Если Белоруссия хотела бы обострить конфликт, она отказалась бы от старой индексации тарифов на прокачку российской нефти через территорию Белоруссии и в одностороннем порядке, нарушая все договоренности, пошла бы на реальное обострение отношений. Я думаю, что белорусы этого не хотят. Они хотят получить сильные переговорные позиции, но не сталкиваться лбом с Россией.

Белорусы предпочитают более мягкий вариант – демонстрировать нам, что чисто технически они могли бы найти некоторые небольшие замещающие объемы. Мол, мы и с Ираном договариваемся, и с Азербайджаном, и с Казахстаном. Отказаться от российской нефти Белоруссия не сможет полностью даже технически, а в целом это абсолютно нецелесообразно и с экономической точки зрения. Россия поставляет очень дешевую нефть. Мы никуда не продаем нефть дешевле, чем в Белоруссию. Для них это очень выгодное направление, и отказываться от него никто не хочет. А Россия зависит от транзита нефти и газа через Белоруссию, поэтому РФ тоже невыгодно разрывать отношения или усугублять конфликт», – резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Мария Бессарабова 

Источник: Экономика сегодня, 16.02.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики