Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитики развили сценарий национализации в Донбассе

Аналитики развили сценарий национализации в Донбассе

Куда продадут уголь из местных шахт и как это повлияет на Россию

Прокремлевские политологи утверждают, что уголь, добываемый украинскими предприятиями, перешедшими под «внешнее управление» ДНР и ЛНР, в итоге будет поставляться в Россию. А вот эксперты в энергетике сомневаются, что благие намерения реализуются на практике. Между тем на кону стоит судьба как минимум 73 тысяч человек, работающих в угольной промышленности непризнанных республик.

Сергей Кондратьев, замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов:

- Теоретически можно наладить поставки угля из ДНР и ЛНР в Россию через Абхазию и Южную Осетию, но придется потратить годы и сотни миллионов долларов, которые уйдут на строительство соответствующей инфраструктуры. В текущей ситуации Донецк и Луганск не смогут найти такую сумму. Никто не станет вкладываться в этот проект, так как в любой момент на фронте может начаться обострение, и все сделанное за год будет разрушено за одну ночь. И это не говоря о том, что не известно, как подобная деятельность отразится на международных обязательствах, которая взяла на себя Москва.

К тому же Россия не нуждается в закупках угля. Поэтому даже если ДНР и ЛНР начнут осуществлять свои поставки, они столкнутся с жесткой конкуренцией на нашем рынке. В последние годы Россия наращивала добычу угля, причем этот процесс отличается от украинского в лучшую сторону. Например, у нас преобладает добыча на разрезах, которая эффективнее шахтного метода, применяемого в Украине, как с точки зрения экономики, так и безопасности. Свою продукцию мы поставляем в страны АТР: Китай, Японию, Южную Корею...

Также в последние годы мы поставляем уголь в страны Европы и Украину. Шахты же Донбасса долгое время не модернизировались, поэтому работать в них очень опасно. Единственное преимущество, которое есть у шахтеров ДНР и ЛНР перед российскими коллегами, это очень маленькие зарплаты.

В связи с этим, хочется верить, что украинские власти все-таки найдут выход из сложившейся ситуации, либо снимут блокаду, либо найдут другой способ осуществления поставок из самопровозглашенных республик. Причем в этом должен быть заинтересован не только Киев, который не сможет без этого спасти свои промышленность, но и Донецк с Луганском, которые оказались в очень тяжелой экономической ситуации.

Борис Рожин (блогер ColonelCassad), военный аналитик, эксперт по Донбассу:

- План по национализации был хорошо продуман прежде и уже просчитаны все риски. Конечно, процесс достаточно затратный и требует серьезных денежных вливаний. Не исключаю, что с Россией была некоторая договоренность. За возможность получения прибыли на торговле с Донбассом Москва готова взять на себя финансовые издержки. Главное, чтобы процесс довели до логического конца, а не пускали на самотек. Если республики не будут в состоянии контролировать ход национализации, то и Россия не станет выделять на это средства. Если это произойдет, то многие предприятия могут встать навсегда, соответственно, работы лишатся многие граждане. Из-за этого может начаться волна протестов, которыми может воспользоваться Киев для дестабилизации обстановки в республиках.

***

Как объясняют эксперты, уголь с отношениях России, Украины и Донбасса может стать новым краеугольным камнем и привести к довольно парадоксальной ситуации. По словам адвоката Олега Сухова, прямые покупки угля Россией у Донбасса будут незаконны с позиций международного права, могут повлечь негативную реакцию мирового сообщества и, скорее всего, приведут к продлению санкций в отношении нашей страны. Конечно, можно организовать такие сделки через юридическое пространство третьих стран, например Абхазии и Южной Осетии. «Однако в этом не будет особого смысла, ведь решение о продлении или усилении санкций будет принято на основании фактического положения вещей, а не соблюдения формальностей», — отмечает юрист.

Украина без донбасского угля не проживет. Ряд промышленных предприятий уже остановлены, другие используют последние резервы. То же касается и электростанций. Киев срочно переходит на мазут и газ, но и эти ресурсы скоро подойдут к концу. Естественно, можно наладить закупку угля в Польше, ЮАР и Австралии, но это требует времени, а главное, денег, которых у Киева нет. За счет ограничения поставок электроэнергии и остановки работы ряда промышленных предприятий Украина смогла дожить до весны. Но к середине лета потенциал таких уловок будет исчерпан. Более того, Киеву придется готовиться к следующему отопительному сезону и закачивать газ в газохранилища. Это также необходимо для поддержания необходимого давления в транзитных газопроводах. Правда, на это у Украины опять же недостаточно средств.

В свою очередь, ЛНР и ДНР окажутся между двух огней — доходы от сбыта угля им нужны как воздух, но организовать эти продажи весьма затруднительно. «Очевидно, что сторонам придется договариваться и искать возможные компромиссы», — отмечает Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Авторы: Артур Аваков, Павел Иванов, Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 01.03.3017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики