Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Низких цен на газ Лукашенко придется ждать четыре года

Низких цен на газ Лукашенко придется ждать четыре года

Белоруссии выставлен новый счет за «голубое топливо»

Российско-белорусский энергетический конфликт разгорается с новой силой. Москва повысила экспортные цены на «голубое топливо» для союзной республики с $132 до $141 за тысячу кубометров. Минск, у которого перед Россией уже накопился долг в $550 млн за предыдущие поставки, платить отказывается и настаивает на снижении расценок. Однако момента, когда газовые тарифы для Белоруссии сравняются с российскими, Александру Лукашенко придется ждать еще почти четыре года.

Детали повышения газовых тарифов для Белоруссии раскрыты в письме зампреда «Газпрома» Валерия Голубева в Минэнерго России. В новую цену помимо непосредственно стоимости газа заложены расходы на транспортировку и хранение «голубого топлива». В результате подсчетов монополия пришла к выводу, что действующий тариф в $132 необходимо увеличить практически на $10.

Официально эту позицию представители как российской, так и белорусской стороны не комментируют. Однако очевидно, что тем самым Москва усиливает давление на Минск с целью выбить из Белоруссии долг за предыдущие поставки, который в настоящее время превышает $550 млн. Погашать эти обязательства Минск пока не собирается, мотивируя это тем, что «Газпром» утверждал ценовую политику в одностороннем порядке, не согласуя свою позицию с белорусской стороной.

Разногласия относительно газового вопроса переросли в настоящую энергетическую войну между двумя государствами. Минск увеличил цены на транзит российской нефти по своей территории в Европу, в ответ на что Москва сократила объем поставок «черного золота» белорусской стороне.

К общему знаменателю переговоры по этой проблеме пока не пришли. В принципе, как считают эксперты, «Газпром» обоснованно настаивает на повышении тарифов на свое сырье. Цены на газ привязаны к нефтяным котировкам, которые заметно выросли после заключения соглашения между ОПЕК и независимыми производителями о сокращении добычи. Кроме того, Россия продает Белоруссии газ дешевле, чем Европе. Как недавно заявил «Газпром», стоимость его поставок в страны Старого Света в этом году вырастет примерно на 10% до $180–190 за тысячу кубометров, что гораздо ниже предлагаемой Минску отметке в $141.

Также, по словам замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вопреки заявлениям Минска, произведенный «Газпромом» расчет цен основан на параметрах российско-белорусского соглашения, поэтому нельзя говорить об одностороннем желании монополии увеличить расценки. «В данном случае наша страна будет жестко отстаивать требование погасить накопившиеся у Минска долги. Никто не собирается отключать Белоруссии газ, но обязательства последней по этому вопросу растут с каждым днем, и Белоруссии стоит задуматься, к каким последствиям это может привести», — отмечает эксперт.

Вместе с этим, как полагает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, нюансы энергетического сотрудничества Белоруссии и России необходимо рассматривать в совокупности с другими экономическими отношениями государств. «Речь идет о доступе белорусских товаров на российский рынок, контрабанде санкционных товаров в Россию через Белоруссию, ввода единой валюты и так далее. Как вариант, можно обсудить создание совместного нефтегазового предприятия. Белоруссия могла бы внести в него свои нефтеперерабатывающие активы в Мозыри и Новополоцке, а Россия — предоставить доступ к энергоресурсам», — отмечает аналитик.

Впрочем, решения этой проблемы вряд ли стоит ожидать в краткосрочной перспективе. По мнению президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, этот вопрос касается не только экономической, но и политической составляющей. Минск добивается более низких цен на газ. И делает это всеми возможными способами — демонстративно объявляя о переориентации на Запад или говоря о возможности обойтись без российских энергоресурсов. Однако все это по большому счету только словесные интервенции.

Другое дело — реальные соглашения. «Аспекты снижения цен на газ отражены в проекте интеграции России и Белоруссии в Союзное государство. Предполагается, что окончательно цены сравняются только в 2025 году. Александру Лукашенко необходимо подождать до этого момента. Отстоять свою позицию посредством споров в хозяйственной плоскости у него вряд ли получится. Тогда как Россия располагает всеми самыми убедительными аргументами заставить Белоруссию платить по оговоренным тарифам», — полагает Владимир Фейгин.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 05.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики