Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия поддержала «Газпром»

Еврокомиссия поддержала «Газпром»

Россия не пойдет на компромиссы: Новак обсудил OPAL с Еврокомиссией

Еврокомиссия поддерживает Россию в стремлении увеличить поставки газа через трубу OPAL, что снизит транзит через Украину. Эксперты указывают, что поставки по OPAL гораздо менее затратные, что позволяет «Газпрому» при необходимости снижать цены для европейских потребителей. Но украинский транзит — вопрос не столько экономический, сколько политический, и политологи считают, что ЕК будет искать компромисс. Однако, учитывая российско-украинские отношения, Москва на компромиссы вряд ли согласится.

Еврокомиссия разделяет позицию России по вопросу газопровода OPAL. Такое заявление сделал в понедельник министр энергетики РФ Александр Новак по итогам переговоров с вице-президентом ЕК по энергосоюзу Марошем Шефчовичем.

Новак подчеркнул, что все решения Еврокомиссии по поводу OPAL были приняты на основе европейского законодательства и в первую очередь отвечают интересам европейских потребителей.

Конфликт, связанный с газопроводом OPAL (сухопутное продолжение российского газопровода «Северный поток» мощностью в 36 млрд кубометров), начался еще в прошлом году. Изначально ЕК запрещала «Газпрому» использовать более 50% мощностей OPAL, вторая половина была зарезервирована под других поставщиков, которых, впрочем, с 2011 года, когда был запущен «Северный поток», так и не появилось. Россия неоднократно обращалась к ЕК с просьбой предоставить «Газпрому» дополнительные мощности OPAL, и в октябре 2016 года Брюссель наконец пошел навстречу. 

«Газпрому» было разрешено выкупать на аукционах еще до 40% мощностей трубы, но почти сразу же в дело вмешалась Польша, подавшая иск с требованием отменить решение Еврокомиссии.

Польская PGNiG считает, что расширенный доступ «Газпрома» к OPAL нарушает ее интересы, кроме того, по мнению польской стороны, при вынесении решения ЕК были неверно применены положения европейского законодательства. В декабре суд Европейского союза в рамках рассмотрения дела временно приостановил действие решения Еврокомиссии.

В начале марта украинский «Нафтогаз» заявил, что намерен присоединиться к иску PGNiG. Ранее глава компании Андрей Коболев говорил, что предоставление «Газпрому» еще 40% OPAL лишит Украину 13,5–14,5 млрд кубометров транзита российского газа, что означает потерю доходов в размере $395–425 млн.

«Расширенный доступ «Газпрома» к OPAL действительно соответствует интересам европейских потребителей, — комментирует замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Поставки по «Северному потоку» менее затратны, чем через Украину, они позволяют «Газпрому» проводить более гибкую ценовую политику».

По расчетам ФНЭБ, затраты на транспортировку 1 тыс. кубометров российского газа через украинскую территорию составляют в среднем около €28. Тогда как при поставках через «Северный поток» — €22–23.

И это при условии, что доступ к OPAL у «Газпрома» будет ограничен. При снятии ограничений и полной загрузке «Северного потока» затраты, по словам Гривача, снижаются уже до €16 на 1 тыс. кубов. Отчасти это связано с тем, что «Газпрому» принадлежит 51% «Северного потока», так что затраты частично компенсируются. И более низкая стоимость транспортировки дает «Газпрому» возможность снижать цены. Это особенно актуально в свете недавних заявлений «Газпрома» о том, что в 2017 году цены на российский газ, по сравнению с прошлым годом, вырастут.

Между тем Украина в настоящее время пытается оспорить в Стокгольмском арбитраже в том числе транзитные тарифы, являющиеся, по мнению Киева, слишком низкими. Эти расценки прописаны в транзитном контракте, действие которого истекает с началом 2020 года, но если суд сочтет аргументы украинской стороны более весомыми и повысит ставку, транспортировка через Украину станет еще менее выгодной по сравнению с «Северным потоком».

Окончательное решение по OPAL будет иметь ключевое значение не только для «Северного потока», но и для его трубы-близнеца, носящей название «Северный поток – 2», его мощность, как у первой трубы, должна составить 55 млрд кубометров. Этот проект уже сейчас столкнулся с активным противодействием (причем главными противниками являются те же Украина и Польша).

Запретить прокладку труб по Балтийскому морю европейская администрация не может. Как раз в понедельник об этом заявил глава германского сетевого регулятора Bundesnetzagentur Йохен Хоман. В его письме в адрес Еврокомиссии, которое цитирует газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, говорится, что морские газопроводы под европейское регулирование не подпадают и применение к СП-2 иных требований было бы «очевидной дискриминацией».

Но, как и в случае с первым «Северным потоком», подводной трубе потребуется сухопутное продолжение. 

И если сейчас Европа окончательно запретит «Газпрому» использовать дополнительные мощности OPAL, шансы на то, что в будущем ЕК разрешит строительство инфраструктуры для СП-2, становятся близкими к нулю.

С экономической точки зрения для Европы выгоднее поставки через Балтику, но существует еще и политический аспект проблемы. Два полностью загруженных «Северных потока» снизят транзит через Украину до минимума, а если Россия введет в строй еще и трубу «Турецкий поток» (мощность первой ветки 15,75 млрд кубов), то украинский транзит полностью «пересохнет», чего Европа старается не допустить из политических соображений.

Ранее ЕК и Марош Шефчович персонально неоднократно выступали за сохранение украинского транзита. «Мы считаем, что после 2019 года Украина должна играть ключевую роль как страна — транзитер российского газа, экспортируемого в ЕС», — говорил Шефчович в конце прошлого года.

«Еврокомиссия, скорее всего, не будет идти на открытый конфликт с судом Евросоюза и отстаивать свое решение по делу OPAL, — полагает адвокат Виктор Наумов. — Учитывая, что ЕК неоднократно отказывала «Газпрому» до принятия решения в его пользу, ей будет легче вернуться к своим первоначальным решениям, чем сейчас доказывать свою правоту».

В то же время исход судебного разбирательства, по словам юриста, во многом будет зависеть от того, смогут ли юристы «Газпрома» найти контраргументы для Польши и Украины.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что Еврокомиссии сейчас приходится маневрировать между интересами не столько ЕС и «внешних» стран, сколько между странами самого Евросоюза, чьи интересы зачастую не совпадают или даже полностью противоречат друг другу.

«И сложно сказать, на чью сторону встанет Еврокомиссия в споре о газопроводах, той же Польши или, например, Германии, которая поддерживает СП-2, — говорит политолог. — Вероятнее всего, будет найден какой-то компромисс, в частности, возможен вариант запуска второго «Северного потока» при частичном сохранении украинского транзита».

Но здесь возникает большой вопрос, устроит ли такой сценарий Россию, предупреждает политолог. «Все будет зависеть от отношений с Украиной, а они все более ухудшаются», — констатирует Макаркин. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 06.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики