Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК заинтересовался непрофильным для себя бизнесом

НОВАТЭК заинтересовался непрофильным для себя бизнесом

Как стало известно РБК, крупнейший частный производитель газа в России — НОВАТЭК — заинтересовался новым направлением в бизнесе — малотоннажным СПГ. Компания ведет переговоры о покупке доли в проекте СПГ-терминала у Газпромбанка в Высоцке. Банк собирался инвестировать в терминал более 50 млрд руб.

НОВАТЭК может войти в проект Газпромбанка по строительству малотоннажного терминала по производству и перегрузке 660 тыс. т​ сжиженного природного газа в Высоцке, рассказали РБК два человека, близкие к обеим сторонам, и собеседник, знакомый с ходом переговоров. НОВАТЭК ведет переговоры о покупке доли в «Криогаз Высоцк», которая строит терминал по производству и перегрузке СПГ, рассказывают они. Но переговоры идут медленно, стороны не могут договориться о доле. По словам одного из источников РБК, банк хотел бы продать проект целиком, а НОВАТЭК готов приобрести только 10%. «Банк настаивает на блок-пакете как минимум 25% плюс одна акция. Кроме того, есть разногласия в вопросе стоимости доли. Никаких решений пока не принято. Переговоры будут продолжены, в том числе с участием первых лиц», — сообщил собеседник РБК. О том, что НОВАТЭК может купить до 25% в проекте, знает и источник РБК в одной из нефтегазовых компаний, которая также занимается малотоннажным СПГ. 

Аналитик ВТБ Екатерина Родина оценивает весь проект примерно в $900 млн. Представители НОВАТЭКа и Газпромбанка не ответили на запросы РБК. 

«Криогаз Высоцк» принадлежит Газпромбанку на 99,97%, компания приступила к строительству терминала недавно. Помимо двух производственных линий по 330 тыс. т СПГ в год будут построены резервуар емкостью 42 тыс. куб. м, отвод от магистрального газопровода Ленинград — Выборг — госграница, причал для отгрузки СПГ на танкеры-газовозы и причал для портового флота. Весь проект планируется закончить в 2018 году, инвестиции Газпромбанк оценивал в 54 млрд руб. У непостроенного завода уже есть контракт на половину объема СПГ: 350 тыс. т законтрактовала финская Gasum OY, которая работает в скандинавских странах. 

У «Криогаза» (также принадлежит Газпромбанку) есть и другие малотоннажные СПГ-терминалы: в Калининграде, Пскове и Кингисеппе, планируется построить СПГ-завод в Карелии. Это более мелкие проекты, мощность уже запущенных — 9–23 тыс. т в год, в Карелии планируется построить завод мощностью 150 тыс. т в год. НОВАТЭК интересуется и заводами «Криогаза» в Пскове, Калининграде и Петрозаводске, рассказывает один из источников РБК, но два других об этом не знают. 

Малотоннажный СПГ (до 1 млн т по определению International gas union)  — непрофильный бизнес для НОВАТЭКа, который сосредоточился на развитии крупных СПГ-заводов на Ямале и Гыданском полуострове. Первая очередь «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т должна быть запущена уже в этом году, еще один возможный проект — «Арктик СПГ» (или «Ямал СПГ — 2») планируется построить на базе Утреннего месторождения, его мощность может составить до 25 млн т СПГ, следует из заявления совладельца НОВАТЭКа Леонида Михельсона. НОВАТЭК также ведет переговоры с «Газпромом» о создании СП на базе четырех месторождений Тамбейской группы «Газпрома» с запасами в 2,65 трлн куб. м, говорил министр энергетики Александр Новак. Этот газ может быть использован для строительства новых мощностей за пределами 2020 года. 

Крупнотоннажные проекты больше ориентированы на дальнемагистральные маршруты, а небольшие установки — на локальные рынки, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач

Рынок на $47 млрд 

Мировой рынок малотоннажного СПГ активно растет. По оценкам консалтинговой компании TechSci Research, к 2021 году его объем достигнет $47 млрд. Европа будет вторым по величине рынком после стран АТР, указывают эксперты. Основные потребители малотоннажного СПГ — это предприятия и население, которые не имеют доступа к трубопроводному газу, бункеровщики и автотранспорт на СПГ, говорит аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Использование малотоннажного СПГ, например, очень развито в Испании, особенно в южных районах: раз в месяц приплывает танкер, переливает СПГ в цистерны или траки, а те довозят СПГ до поселков и деревень, сливая в местный газопровод либо через регазификационный кран, либо через колонну регазификации, объясняет Белова. Из-за ужесточения экологических требований к бункеровочному топливу вырастет спрос на СПГ и в этом сегменте, считают аналитики. По оценкам Беловой, к 2025 году в Балтийском и Северном морях он составит 4 млн т. В течение десяти лет спрос на малотоннажный СПГ в Европе вырастет минимум в три раза, оценивает руководитель направления СПГ ICIS Heren Роман Казьмин. 

СПГ для Польши 

НОВАТЭК уже начал развиваться на рынке малотоннажного СПГ, и «Криогаз-Высоцк» может стать первым крупным активом в этом сегменте. В 2016 году компания купила за 26 млн руб. 100% Blue Gaz Sp. z o.o, которая владеет станцией регазификации сжиженного природного газа в Польше и занимается газификацией небольшого городка. НОВАТЭК также владеет польским перевалочным терминалом сжиженного газа, еще один находится у компании в пользовании. Бизнес небольшой, но интересный, говорит один из источников РБК. 

Купив долю в СПГ-терминале в Высоцке, НОВАТЭК сможет поставлять собственный малотоннажный СПГ на европейский рынок, где уже нашел покупателей, говорит Мария Белова. СПГ с терминала в Высоцке будет востребован у автономных потребителей в Испании и Турции, а также Норвегии и Швеции, которые сейчас покупают СПГ у Бельгии и Нидерландов, считает Роман Казьмин. 

У НОВАТЭКа огромные запасы газа, и развитие малотоннажного СПГ не позволит их монетизировать, скорее этот бизнес позволит компании совершенствовать трейдинг, рассуждает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. Покупатели и рынки крупнотоннажного и малотоннажного СПГ разные, логично, что НОВАТЭК хочет развиваться в обоих направлениях, заключает Белова. 

Цены на малотоннажный СПГ формируются на договорной основе, они должны быть конкурентоспособными по отношению к другим видам топлива, говорит Алексей Гривач. С учетом низких регулируемых цен на газ и транспортировку российские проекты могут быть очень выгодными, считает он. Однако, если НОВАТЭК купит весь СПГ-терминал в Высоцке, ему придется договариваться с «Газпром экспортом» или добиваться дальнейшей либерализации экспорта СПГ, указывает эксперт. Сейчас правом экспорта обладают ограниченное количество СПГ-проектов, а трубопроводный экспорт газа законодательно разрешен только «Газпрому». В Минэнерго предложения по дальнейшей либерализации СПГ пока не поступали, сказал РБК представитель министерства. 

Не только НОВАТЭК

В новом бизнесе НОВАТЭК может составить конкуренцию «Газпрому», который также планирует построить завод мощностью до 1 млн т в районе компрессорной станции Портовая в Выборге, он должен быть введен также в 2018 году. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос РБК, интересует ли монополию проект Газпромбанка в Высоцке. 

Конкурентом НОВАТЭКа останется и «Криогаз», который уже поставляет малотоннажный СПГ в Европу, в том числе Польшу и Эстонию. В январе 2017 года псковский терминал «Криогаза» начал поставки эстонскому энергоконцерну Eesti Gaas. Объем закупок — 20 тыс. т, это 90% производства терминала. В перспективе Эстония хочет увеличить закупки малотоннажного СПГ, если сочтет выгодной логистику его поставок, рассказывали РБК менеджеры «Криогаза». Оставшиеся необходимые объемы СПГ Eesti Gaаs пока докупает в Финляндии. 

Еще один проект малотоннажного СПГ, который может быть запущен в 2018–2019 годах, — «СПГ-Горская», которую на паритетных началах контролируют Кирилл Лятс и Андрей Вакуленко. Компания планирует построить СПГ-завод мощностью 1,26 млн т, а также девять ​судов-бункеровщиков и инфраструктуру. «СПГ-Горская» собирается продавать топливо потребителям в Европе и бункеровать суда в акватории Финского залива.  

Источник: РБК, 07.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики