Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия поставила России жесткое «украинское» условие по «Северному потоку-2»

Германия поставила России жесткое «украинское» условие по «Северному потоку-2»

Наши трубопроводы пустят в Европу только при сохранении транзита через Незалежную

Большая политика вновь вмешивается в газовый бизнес России и Европы. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль прямым текстом заявил, что поддержка его страной амбициозного газпромовского проекта «Северный поток-2» возможна лишь при обеспечении транзита российского газа через Украину. Подобная категоричность способна завести в тупик реализацию проекта, поскольку Москва с помощью новой трубы добивается прямо противоположной цели: пустить свой газ в Европу в обход Незалежной.

По мнению заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, глава МИД Германии высказался в стиле «и нашим, и вашим»: «Нам нужен «Северный поток-2», но нам нужна и надежность украинских трубопроводов, и надежность обеспечения энергоносителями таких стран, как Словакия, Чехия или Польша». При этом Габриэль подчеркнул, что данный проект является инициативой частных европейских компаний, а не Еврокомиссии. «Для нас важно, чтобы проект реализовывался и работал в соответствии с действующим законодательством ЕС», — добавил министр.

Правда, глава немецкого МИДа в очередной раз отметил, что Европа заинтересована в стабильном и долгосрочном снабжении энергоносителями, а «Северный поток-2» как дополнительный маршрут газоснабжения может стать важным вкладом в реализацию этой цели.

Соглашение акционеров по проекту «Северный поток-2», подразумевающему расширение действующего «Северного потока», было подписано в 2016 году. Начало эксплуатации намечено на IV квартал 2019 года.

Россия предоставляет комфортные условия своих поставок для Европы. Об этом свидетельствует и статистика: по итогам 2016 года российский газ занял рекордную долю в европейских поставках — 34%. Вряд ли такое было бы возможно, если бы европейцев не устраивали экономические условия «Газпрома».

Но, видимо, на данном этапе геополитического противостояния России и Запада по украинскому вопросу экономика отходит на второй план. Германия намерена поддержать Украину, не желающую лишаться миллиардов долларов, поступающих в ее казну за транзит российского топлива. В Европе понимают, что если эти доходы, а их сумма превышает $2 млрд в год, выпадут, компенсировать их для поддержки прозападного режима в Киеве придется за счет средств ЕС.

Еще в феврале канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила о необходимости сохранить транзит газа через Украину. Габриэль лишь развил мысль своего босса. Причем время для его заявления выбрано явно не случайно. По заявлению финансового директора Nord stream 2 Пола Коркорана, в ближайшие недели будет запущена процедура получения разрешений, необходимых для начала строительства газопровода, от Германии, Дании, Финляндии и России (запрос в Швеции был подан на несколько месяцев раньше). Коркоран ожидает, что все разрешения будут получены самое позднее в начале 2018 года.

Теперь появился риск, что позиция Германии подкосит эти планы. Ведь и Россия пока что тверда в намерении в 2019 году поставить крест на украинском транзитном маршруте.

«Позиция Берлина носит политический характер. Это очередной жест благосклонности к нынешнему Киеву. Тем не менее Германия понимает, что ей нужно поддерживать баланс интересов с экономической точки зрения. Стабильность поставок газа по украинским трубам тает на глазах. Надежность экспорта по «Северному потоку-2» сомнений не вызывает. Пуск этого маршрута совпадает с окончанием соглашения на транзит топлива» по территории Незалежной», — полагает Алексей Гривач.

По его прогнозам, скорее всего, ЕС в ближайшие 2–3 года продолжит критиковать новые российские газопроводы, однако, когда «Северный поток-2» будет построен, вряд ли европейцы станут отстаивать поставки через украинские трубы, инвестиции в которые высоки и крайне рискованны.

Авторы: Николай Макеев, Дмитрий Докучаев 
 
Источник: Московский комсомолец, 09.03.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики