Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ минус Украина: Европа поняла значение «Северного потока-2»

Газ минус Украина: Европа поняла значение «Северного потока-2»

Если глава Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер в ближайшее время одобрит строительство газопровода «Северный поток-2», значит, согласование подводной части трубопровода в ЕС успешно завершилось. Такую мысль ФБА «Экономика сегодня» озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Газ минус Украина: Европа поняла значение "Северного потока-2"
Еврокомиссия даст отмашку строительству «Северного
потока-2» в ближайшие месяцы

«Изначально Россия утверждала, что согласование Еврокомиссии для подводной части „Северного потока“ не требуется. Но с евробюрократией, которая сама пишет законы, а потом сама толкует их, спорить сложно. Одобрение строительства газопровода Еврокомиссией — новость позитивная, это означает, что нареканий со стороны руководства ЕС к подводной части газопровода уже не будет. Однако все еще остаются несогласованными вопросы наземной части трубопровода — отводами от уже действующих трубопроводов. Но при том. Что правительство Германии относится к строительству „Северного потока-2“ скорее нейтрально, открыто не выступая против, также позитивное для проекта явление», — отмечает эксперт.

Ранее европейские СМИ сообщили, что, по данным европейских дипломатических источников, Жан-Клод Юнкер решил «идти вперед» с проектом газопровода «Северный поток-2» и, «вероятно, даст отмашку проекту в ближайшие месяцы». Соответствующее решение может быть обнародовано «после всеобщих выборов в сентябре в Германии», которая твердо выступает в поддержку проекта. До сих пор мнения европейских чиновников расходились по поводу того, какие органы должны дать разрешение на строительство газопровода — однозначного указания на это в документах Евросоюза нет. 

«Есть все основания полагать, что проект газопровода все же будет реализован — в этом всерьез заинтересован Берлин, который в результате станет крупнейшим газовым хабом в Европе. Бизнес Германии заявляет о возможности этой работы и даже о ее необходимости. Маловероятно, что Брюссель будет яростно спорить с Берлином по поводу этого проекта — это не какая-нибудь Варшава, одна из стран-создателей Евросоюза имеет огромное влияние на принятие решений.

Оснований серьезно возражать против „Северного потока“ у Евросоюза в принципе нет — газопровод станет альтернативой, гарантирующей бесперебойное снабжение Европы газом в любых ситуациях. С учетом неспокойной обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, новая „нитка“ никак не может быть лишней. Кроме того, стоит учитывать, что уже сегодня поставки американского сжиженного газа в ЕС нерентабельны, а цены на такое топливо могут вырасти и выше сегодняшнего уровня», — подчеркивает эксперт.

"Северный поток-2″ обеспечит независимость не только России, но и Европе

Ввод «Северного потока-2» намечен на конец 2019 года; трубопровод должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Фактически он проляжет параллельно уже действующему «Северному потоку-1». Пропускная способность каждой из двух ниток — 27,5 млрд куб. м в год. Новый газопровод удвоит мощность первого «Северного потока», маршрут которого в основном и повторит. Капитальные затраты в проект оцениваются в €8 млрд, а общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования — в €9,9 млрд.

Газ минус Украина: Европа поняла значение "Северного потока-2"
Глава ЕК Жан-Клод Юнкер решил «идти вперед»
с проектом нового газопровода из России в Европу

Для планирования, строительства и дальнейшей эксплуатации газопровода «Северный поток-2» создана компания Nord Stream 2 AG. Проект призван обеспечить независимость поставок российского газа от транзита по территории Украины, которая сегодня получает порядка 10 процентов бюджета страны за такие выплаты. Действующий контракт с Киевом у Москвы подписан до 2020 года, к этому времени российское руководство планирует сдать в эксплуатацию не только «Северный поток-2», но и первую нитку «Турецкого потока». Таким образом необходимость в газотранспортной системе Украины отпадет полностью. На сегодняшний день протестуют против новых трубопроводов Киев и Варшава, которым он принесет огромные потери транзитных доходов.

«Евросоюз может остановить реализацию проекта только по политическим мотивам — во всем остальном он выгоден. Впрочем, все мы помним историю „Южного потока“, запускавшегося в 2007 году и остановленного в 2014-м. Потому теоретически сорваться проект может в любой момент. Но ему есть альтернативы. К примеру, „мини-версия“ того же „Южного потока“ — трубы можно проложить в Болгарию, которая отправит газ дальше в Европу. Кроме того, остается в запасе вторая нитка „Турецкого потока“ — газ из Турции пойдет через Грецию в Италию.

Если ЕС захочет контролировать поставки газа „Северным потоком-2“, то у него для этого есть опробованные механизмы. Их применили, когда ограничили пользование газопроводом OPAL в Германии, без чего полноценного использование „Северного потока-1“ невозможно. При всем этом украинская газотранспортная система стремительно стареет, при этом не обновляясь и не модернизируясь. На фоне таких рисков руководство ЕС, вероятнее всего, все же даст разрешение на новые трубопроводы — лишать себя энергетической безопасности просто неразумно», — делает вывод Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 14.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики