Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пути голубого топлива

Пути голубого топлива

Аналитик Александр Пасечник — о том, почему экспортные перспективы российского газа внушают оптимизм

Россия продолжает активно работать над продвижением газотранспортных маршрутов в Европу. Недавно широко обсуждались два магистральных проекта — «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Эти новые мощности позволят в полной мере заместить использование газотранспортной системы Украины (ГТСУ), по которой значительные объемы российского газа сейчас поступают в страны Старого Света. Обходные маршруты наконец снимут риски транзита газа через незалежную, которые высоки как в силу политической ситуации на Украине, так и по техническим аспектам. Степень морального износа ГТСУ достигла критического уровня, и требуются миллиарды долларов на ее модернизацию.

10 марта в ходе пресс-конференции по итогам шестого заседания Совета сотрудничества высшего уровня между РФ и Турецкой Республикой Владимир Путин сообщил о динамике на трансчерноморском маршруте. Он отметил, что в нынешнем году начнется строительство «Турецкого потока». По дну Черного моря предполагается проложить две нитки с пропускной мощностью по 15,75 млрд кубометров в год. «По первой топливо пойдет на внутренний рынок Турции, по второй — при наличии, конечно, заинтересованности европейских партнеров — газ может поступать через территорию Турции и в Европу», — подытожил российский лидер.

Накануне министр энергетики России Александр Новак отметил, что вся нормативная база для строительства первой нитки газопровода «Турецкий поток» уже подготовлена. По его словам, эта ветка газопровода может быть сдана уже в конце 2019 года.

По второй нитке Россия и Турция сейчас согласовывают график работ — по ней наш газ будет поставляться до турецко-греческой границы. Дальше маршрут может иметь продолжение за счет использования трубопровода Poseidon — по нему российское топливо поступит в Италию. Причем со стороны итальянцев интерес весьма высок: в Edison не исключают, что мощность Poseidon, через который предполагается поставлять газ из Турции в Италию через Адриатическое море, может быть увеличена с 10 млрд до 20 млрд кубометров в год.

Намечаются успехи у России и на Балтике, на так называемом северном обходе территории Украины. Теперь есть понимание, что европейцы все-таки найдут модель совместного финансирования «Северного потока-2», по крайней мере над этим вопросом плотно работают. Решение здесь может быть найдено уже в течение первого полугодия. В свою очередь, российская сторона не исключает, что модель софинансирования «Северного потока-2» будет представлена уже в марте.

Важной частью работы над проектом в начале месяца стал аукционный выкуп росхолдингом необходимых для «Северного потока-2» газотранспортных мощностей в Германии, Чехии и Словакии. Это упростит согласовательные процедуры с Еврокомиссией по проекту трансбалтийского газопровода.

Однако очаги сопротивления в Европе так называемой гегемонии российского газа по-прежнему существуют. В частности, из-за Польши у России снова проблемы на «северном» маршруте: Европейский суд до весны 2018 года заблокировал проведение аукционов на дополнительные мощности газопровода Opal — одного из двух сухопутных продолжений «Северного потока».

Здесь справедливо заметить, что в концептуальном плане никакого тотального контроля над газовым рынком ЕС со стороны России нет. Сейчас он примерно на треть зависит от газовых поставок из нашей страны. Конечно, это солидная доля, но она вовсе не классифицируется как господствующая.

Сегодня на рынок газа приходит низкий сезон, который традиционно сопровождается активизацией антигазпромовских инициатив со стороны отдельных европейских стран. А вот в разгар зимы эти «русофобские» настроения куда умеренней: в морозы европейские регуляторы не решаются всерьез мешать работе российского холдинга, в конечном итоге усиливающей энергетическую безопасность государств Старого Света. И здесь логично задаться вопросом: разве не эту же задачу стратегического профиля должен решать Брюссель?

Цель Москвы предельно прозрачна — надежно снабжать голубым топливом европейских потребителей. Причем газа будет требоваться больше — экономика ЕС постепенно начинает оживать, фазу затяжной рецессии сменяет подъем. И это позволяет России сохранять оптимизм в части устойчивого роста газового экспорта.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 17.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики