Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа готова отдать OPAL «Газпрому». За Киев просят не волноваться

Европа готова отдать OPAL «Газпрому». За Киев просят не волноваться

Евродепутаты от стран, получающих от России «транзитные» деньги, продолжают волноваться за судьбу обходных газопроводов Opal и «Северный поток — 2». После Польши и опекаемой ею Украины опасение за энергобезопасность Европы высказала Венгрия.

Депутатов Европарламента давно беспокоит исключение газопровода Opal из Третьего энергопакета, который позволит российскому «Газпрому» использовать его мощности по прокачке голубого топлива более чем наполовину. Они объясняют свою позицию расплывчатыми фразами про «энергобезопасность Европы». Однако на самом деле их гораздо больше заботит перспектива остаться без внушительных транзитных отчислений со стороны России. Так было с Польшей и Украиной, территории которых огибает злополучный Opal. Теперь на «тропу войны» вышла вроде бы лояльная «Газпрому» Венгрия.

Как стало известно Лайфу из письма венгерского евродепутата Андраша Дьюрка, больше всего его беспокоит риск снижения транзита российского голубого топлива из газопровода «Ямал» и риск следующего за этим роста цен на продукцию. С соответствующим запросом он обратился в Еврокомиссию (ЕК).

По словам парламентария, когда ЕК в прошлом году предоставила «Газпрому» право большего использования мощности Opal, проходящего по Германии, в качестве результата этого решения мощность использования газопровода «Северный поток» выросла. Это привело к снижению количества газа, транспортируемого по другим газопроводам из России. В том числе по тем, маршрут которых пролегает по территории Венгрии.

— В комиссии согласны, что изменение маршрутов газового транзита, подобного произошедшему, нарушит существующий баланс и что безопасность поставок природного газа в ЕС снизится при переключении транспортировки на Балтийское море? — спрашивает Андраш Дьюрк. — Не беспокоит ли комиссию, что расширение использования Opal даст «Газпрому» сигнал, что ЕК не желает препятствовать строительству «Северного потока — 2» — даже с учётом того, что Европарламент констатировал, что это значительно навредит безопасности поставок в Европу? Ведь если «Северный поток — 2» будет построен, то в соответствии со своими планами «Газпром» приостановит транзит через газопровод «Ямал». Как в этом случае ЕК обезопасит членов ЕС в Центральной и Западной Европе от этих действий российской стороны, которые могут привести к значительному росту цен?

По словам еврокомиссара Ариаса Каньете, ЕК уже была уведомлена о претензиях Польши относительно прошлогодней покупки «Газпромом» дополнительных мощностей Opal. Однако её позиция остаётся прежней: оставшаяся квота на прокачку по трубе должна быть разыграна на аукционе после разрешения суда ЕС, который на данный момент рассматривает иск Варшавы. При этом никаких замечаний по поводу возможного участия в торгах «Газпрома» Каньете не высказал.

При этом, по словам еврокомиссара, комиссия также продолжает поддерживать решение о газовом транзите через Украину, ведя соответствующие переговоры с РФ, поддерживая газовые рыночные реформы на Украине и преобразуя её газотранспортную систему. Каньете также подтвердил, что позиция ЕК по «Северному потоку — 2» не изменилась. Таким образом, за Украину, даже в случае получения «Газпромом» дополнительных мощностей в Opal, еврокомиссар просит не волноваться.

Вместе с тем, по его словам, постройка СП-2 не принесёт ЕС особой пользы, а только увеличит объёмы прокачки российского газа. При этом существующие мощности других трубопроводов до сих пор используются не полностью. Решение по Opal не связано со строительством «Северного потока — 2», добавил еврокомиссар Ариас Каньете.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что чиновники Еврокомиссии очень бюрократически и формально ответили на запросы депутата. По его мнению, это свидетельствует о том, что общее отношение ЕК к российскому газу может меняться.

— Идея, которую озвучивает депутат, такая: мы ж все европейцы, должны быть против России. Сегодня вы позволяете загрузить Opal на полную мощность, а завтра «Северный поток — 2» разрешите русским строить? Однако мы видим, что и Оpal разрешили использовать, и антимонопольное дело против «Газпрома» свелось к тому, что ему ничего не будет. Здесь другой момент интересен — что Opal и «Северный поток — 2» приведут к финансовым потерям восточноевропейских государств. Понятно, что это будет. Плюс Украина лишится денег от транзита. Но на пленарной сессии в Страсбурге в октябре 2016 года парламент одобрил доклад «Стратегия ЕС в отношении СПГ и газохранилищ». В нём один из ключевых тезисов — нужно развивать СПГ и возобновляемые источники, и это поможет сократить зависимость от трубопроводного газа из России. Там говорится о том, что «Северный поток — 2» нельзя строить потому, что это приведёт к увеличению зависимости Европы от российского газа. В документе предполагается, что по «Северному потоку — 2» пойдут новые объёмы газа. В дополнение к тем, которые поступают сейчас. Но надо спросить у парламентариев, раз они одобрили этот документ, они боятся, что по «Северному потоку — 2» пойдёт новый какой-то газ? Значит, не надо бояться, что Украина останется без транзита. А если они понимают, что это обходной газопровод, тогда зачем они в своих документах указывают, что снизят зависимость от российского газа?

— Не очень понятно, как в мозгу венгерского евродепутата одно связано с другим (использование более 50% мощности Opal станет сигналом, что Еврокомиссия не против строительства «Северного потока — 2». — Прим. авт.). Ведь если нынешних мощностей достаточно для того, чтобы заполнить свободные 50% газопровода Opal, то для того, чтобы прокачать газ из «Северного потока — 2», потребуется наращивать и мощности на материке. При этом для Оpal не так уж много альтернативных источников, из которых может быть сейчас взят газ для его загрузки, то есть как минимум нерационально использовать его сейчас на половину мощности, — сказал Лайфу заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Напомним, что 28 октября 2016 года ЕК одобрила исключение 50% мощностей газопровода Opal из Третьего энергопакета, что дало возможность «Газпрому» увеличить свою квоту в рамках проекта на 40%. Это решение вызвало шквал возмущения в Польше, иск в суд и запросы польских депутатов в Еврокомиссию.

Уже 19 декабря 2016-го состоялся месячный аукцион на покупку оставшихся мощностей Opal, в результате которого «Газпром» довёл свою долю в нём до более чем 80%. Однако уже спустя четыре дня Польша в лице своей госкомпании PGNiG заблокировала положительное для Москвы решение Еврокомиссии при помощи судебного иска.

В начале марта 2017 года Европейский суд заблокировал аукционы на дополнительные мощности газопровода Opal до 2018 года. По этой магистрали поставляется газ из РФ в Европу в обход Украины.

До этого момента действовало временное ограничение на проведение аукционов с 1 февраля. По данным оператора OPAL — компании Gastransport GmbH, — до 1 февраля загрузка Opal составляла почти 99%, а с 1 февраля сократилась до 63,6%. 

С ноября по декабрь транзит газа через Украину сократился на 19% из-за перенаправления российского газа в трубопровод «Северный поток» и загрузки трубопровода OPAL, сообщил в декабре газотранспортный госоператор «Нафтогаз Украины».

Автор: Эльдар Ахмедиев

Источник: Life.Ru, 21.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики