Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Польше не сорвать проект». Германия вступилась за «Северный поток-2»

«Польше не сорвать проект». Германия вступилась за «Северный поток-2»

Немецкая компания Wintershall раскритиковала позицию поляков по «Северному потоку-2». Варшава всегда требует солидарности от коллег по ЕС и никогда не готова действовать солидарна с другими странами Евросоюза, говорит глава Wintershall Тило Виланд.

Немецкий энергетический оператор Wintershall вступился за газопровод «Северный поток-2». Глава компании Тило Виланд уверен – Польше не удастся сорвать проект.

«Мы намерены и дальше поддерживать этот проект. И позвольте мне с позиции европейской компании сказать, что это европейский проект, что он нужен Европе. <…> Польское правительство имеет другой взгляд на вещи, мы считаем, что это делается из эгоистичных соображений. Польша всегда требует солидарности от других европейских стран и никогда не выражает готовность действовать солидарно с другими странами Евросоюза. Но солидарность – это не дорога с односторонним движением. И на примере «Северного потока-2» Польша могла бы показать, что она может не только брать, но и давать. Мы уверены, что Польше не удастся сорвать проект», - приводит слова Виланда Финмаркет. 

СП-2: троянский конь или спокойствие европейцев?

Решение о строительстве второй очереди «Северного потока» было принято в сентябре 2015 года. Ключевым акционером проекта является российский «Газпром» (51%); нидерландско-британской Shell, австрийской OMV, немецким E.ON и Witnershall досталось по 10%, а французской Engie — 9%. Трубопровод мощностью 55 млрд кубометров газа в год должен пройти по дну Балтийского моря до Германии. Цель проекта — сведение к минимуму транзита российского топлива по территории Украины.

Несмотря на то, что с введением в эксплуатацию «Северного потока-2» риски, сопряженные с украинским транзитом, о которых европейцы знают не понаслышке, сойдут на нет, в ЕС полно стран-противников проекта. Одна из них – Польша. Практически сразу после решения о реализации «СП-2» Варшава пытается вставлять палки в колеса проекта. По мнению польского президента Анджея Дуды, вторая ветка «Северного потока» угрожает энергетической безопасности Европы. Премьер-министр Дональд Туск опасается, что с появлением трубопровода зависимость европейских потребителей от российского топлива вырастет еще больше. 

Прошлым летом антимонопольная служба Польши (UOKiK) отказалась согласовывать строительство газопровода. В UOKiK свое решение объяснили, что реализация проекта еще больше усилит позиции «Газпрома» на европейском рынке.

Перед тем как возразить против СП-2, польские антимонопольщики провели анализ данных газотранспортной системы Польши Gaz-System, нефтегазового концерна PGNiG, оператора газопровода «Ямал-Европа» Europol Gaz и нескольких десятков импортёров газа. На основе этого анализа польская сторона и пришла к выводу, что «на данный момент «Газпром» занимает доминирующее положение в поставках «голубого топлива» на польском рынке, и сделка может привести к дальнейшему укреплению его позиций».

В российском Министерстве иностранных дел решение UOKiK назвали политически мотивированным. «Что касается решения польского регулятора, то, кончено, оно политически мотивировано и рассчитано на внешнее потребление», - говорил директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин. 

А в октябре Варшава грозила сторонникам «СП-2» юридическими проблемами, в том числе судебными.  «Поддержка проекта со стороны любого государства-члена или же бездействие Еврокомиссии, которое приведет к привилегированному положению «Северного потока-2» – например, освобождение от рыночных правил Третьего энергопакета, – могут повлечь за собой юридические претензии со стороны Польши и других стран, в том числе в суде», – писал заместитель министра иностранных дел Конрад Шиманьский для Financial Times.

По его мнению, «Северный поток-2» является троянским конем, который может «дестабилизировать экономику и отравить политические отношения внутри Евросоюза». 

Политические очки Польши

«Позиция Польши довольно-таки проста. Ей не нравится инициатива по перестройке газового рынка. Поставки, которые идут через Белоруссию и Польшу, могут быть снижены. У Польши есть прямой экономический риск от этого проекта и традиционное политическое неприятие. Это неприятие уже не раз наблюдалось в адрес иных российских газовых проектов. То же самое было по проекту первого «Северного потока», когда Польша и другие страны Балтии активно сопротивлялись и препятствовали ему. Естественно, они не хотят укрепления экономических связей РФ и Германии», —поясняет старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. 

В отличие от своего предшественника — «Южного потока» — «Северный поток-2» обзавелся надежным заступником — Германией, которая является ключевым посредником в поставках российского сырья после ввода газопровода в эксплуатацию. После того как газопровод будет введён в эксплуатацию, ФРГ станет ключевым поставщиком российского топлива в страны ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель неоднократно отвергала нападки коллег по Евросоюзу на СП-2.  

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник не исключает, что торпедируя вторую ветку «Северного потока», Варшава хочет заработать политические очки. «Наша задача первостепенная — это реализация подводной части, она выходит в Германии. По аналогии с «Северным потоком – 1», дальше уже по сухопутным путям, там возможны варианты. <…> У участников СП-2 много европейских денег, добрая половина почти. Поэтому, ясное дело, что бизнес в любом случае надо поддерживать тем странам, которые там участвуют, в том числе и Германии, и Франции. И эти тяжеловесы должны как-то влиять на такие контрвыпады Варшавы», — подчеркивает он. 

Автор: Елена Трегубова

Источник: Аргументы и факты, 24.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики