Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки из Ирана не заменят Лукашенко российскую нефть

Поставки из Ирана не заменят Лукашенко российскую нефть

Первая партия иранской нефти поступила в Белоруссию. Но как считают эксперты, поставки из Ирана не стоит рассматривать в качестве альтернативы российской нефти. История будет скорее использована как рычаг в нефтегазовом споре Москвы и Минска.

Альтернативные поставки нефти 

По мнению преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, самая главная проблема заключается в цене.

«Мы видим, что Минск не впервые пытается найти какую-то замену российской нефти, но по прошествии времени данные Белстата о стоимости импортной нефти оставляют все по местам. Альтернативные источники не могут конкурировать с предложением из России. Если мы посмотрим данные за 2011-2012, когда они закупали венесуэльскую  нефть, то она была в два раза дороже российских поставок. 

Еще один пример – сотрудничество с Казахстаном. В прошлом году Минск закупил 36 тысяч тонн у Казахстана. Та нефть прошла нефтепроводами через Россию и стоила  ровно на 10 долларов на каждый баррель дороже, чем российские поставки. Здесь возникает вопрос – найдет ли покупателя на европейском рынке нефть, переработанная белорусскими НПЗ из альтернативных и более дорогих источников», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Напомним, что по сообщениям белорусских СМИ, иранскую нефть транспортировали по заранее согласованному маршруту через Одесский порт, а затем доставили в страну железнодорожным сообщением. Переработкой углеводородов займется Мозырский НПЗ. Сообщается, что в рамках данной сделки Минск должен получить от Тегерана 80 тысяч тонн сырой нефти.

Иранская нефть в нефтегазовом споре 

«Иранская нефть обойдется Минску еще дороже, чем нефть из Казахстана. В целом вся эта история в поставами из Тегерана довольно невнятная. Изначально появилось сообщение в Reuters, что белорусы закупают один танкер. Иранская нефтегазовая государственная компания отреагировала только через несколько дней, написав на своем сайте официальный пресс-релиз.

В релизе сказано, что они действительно заключили сделку с европейским трейдером - дочерней структурой Белнефти, по которой были приобретены 80 тысяч тонн нефти. Танкер загружался в Иране чуть ли не месяц, в условиях такой строжайшей секретности он и пришел в Беларусь», - продолжает эксперт.

Как отмечает Юшков, недозагрузка мощностей серьезно бьет по белорусской экономике. «Чем больше они перерабатывают нефть, тем больше экспортируют нефтепродуктов и пополняют свой бюджет, так как экспортная пошлина от нефтепродуктов по договоренности с РФ остается в местном бюджете.

Минск, конечно, пытается убедить РФ все 24 млн тонн присылать в Беларусь. Но так как мы не можем решить наш конфликт в газовой сфере, то используем сокращение нефтяных поставок как рычаг для того, чтобы они выполнили свои обязательства по оплате поставленного газа.

История с поставками из Ирана похожа скорее на информационную компанию, чем на серьезные попытки диверсификации. Лукашенко тем самым пытается дать понять, что страна способна найти альтернативных поставщиков, диверсифицировав каналы поставок, а российский инструмент давления через сокращения поставок нефти якобы не работает. Но на деле Россия предоставляет для Белоруссии наиболее выгодные условия по поставкам нефти», - резюмирует наш собеседник. 

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 27.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики