Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку-2» — быть: в Брюсселе пытаются назначить крайнего

«Северному потоку-2» — быть: в Брюсселе пытаются назначить крайнего

Вопрос будущего газотранспортного проекта «Северный поток-2» сегодня стал одной из главных тем в политических взаимоотношениях России и стран Европейского союза.

“Северный поток-2” – неизбежен, но Еврокомиссия боится это признать
«Северный поток-2» – главный на сегодня
проект России и Евросоюза

В Евросоюзе хотят создать правовую базу по «Северному потоку-2»

Очевидно, что с экономической точки зрения данный проект полностью отвечает интересам всех участвующих в нем сторон, а все претензии сводятся к доводам политического характера, которые продвигают на континенте европейские союзники Соединенных Штатов.

В этой связи показательным выглядит сообщение датского издания Politiken со ссылкой на источники в национальном правительстве Дании о том, что Еврокомиссия разослала предложение всем странам Евросоюза с просьбой собраться и обсудить проблему «Северного потока-2». 

Примечательно, что вопрос здесь ставится насчет правового статуса этого газопровода, который в настоящий момент не урегулирован европейскими юридическими нормами.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это начинание Еврокомиссии связано с тем обстоятельством, что «Северный поток-2» не подпадает под европейское право.

«Северный поток-2» не регулируется европейским правом

Этот проект идет по дну Балтийского моря и, соответственно, его работа регулируется только международным морским правом, а Брюссель со всеми своими многочисленными правилами повлиять на него не может.

«Кроме того, здесь есть и внутриполитический момент, когда каждая из сторон внутри этого паневропейского объединения пытается переложить ответственность по принятию больших решений на другую. В итоге Еврокомиссия в данном начинании просто пытается разделить ответственность за этот проект с европейскими правительствами», - констатирует Гривач.

Дело в том, что «Северный поток-2» в настоящее время подвергается огульной критике в Европе, а сами европейские чиновники не хотят нести по этому вопросу никакой ответственности.

«В самом этот проекте юридически все предельно просто и понятно. «Северный поток-2» – это проект, который затрагивает многие европейские страны, но который заканчивается на территории Евросоюза, а, значит, не может регулироваться в каком-то операционном режиме контролирующими органами Брюсселя», - резюмирует Гривач.

Алексей Игоревич замечает, что правила европейского рынка здесь не могут применяться, поскольку «Северный поток-2» де-юре не работает на территории Евросоюза.

«Северный поток-2» свяжет Россию, Германию и «Баумгартен»

«Под европейские нормы в этом случае подпадают только водопроводы, продолжающие «Северный поток-2» уже на территории Европы, но не сама магистральная труба, которая должна связать Россию и австрийский хаб «Баумгартен», - заключает Гривач.

Отметим, что «Баумгартен» является одним из трех крупнейших газораспределительных центров в Европе и универсальной международной площадкой по торговле природным газом.

Интересно, что это прямой продукт сотрудничества между СССР и ФРГ, поскольку он появился после того, как немцы и австрийцы заключили в 1968 году с Москвой первый долгосрочный договор на поставку отечественного газа на территорию Западной Европы.

Поэтому не стоит удивляться тому, что главными лоббистами «Северного потока-2» в Европе сегодня являются немецкий бизнес и австрийские власти. Немцы, как известно, это главные потребители российского газа в Европе, а Австрия на всем этом хорошо зарабатывает.

Ведь в «Баумгартене» российский газ затем торгуется по всей Европе, причем с хорошей наценкой и по контрактам всех типов – от долгосрочных до так называемых своповых.

Брюссель боится ответственности за «Северный поток-2»

«Таким образом, на сегодня ситуация складывается так, что европейцы могут контролировать только закупщиков российского газа и те газопроводы, по которым этот энергоресурс будет распределяться конечным потребителям в Европе, но не сам «Северный поток-2». Поэтому Брюссель и пытается разработать какие-то внутренние нормы по этому проекту, чтобы хотя бы сделать вид, что этот проект не пускается на самотек», - констатирует Гривач.

На сегодня, как замечает эксперт, Евросоюз может регулировать только экологические вопросы по «Северному потоку-2», а все остальное – это уже предмет международного морского права, на которое Брюссель не может наложить своих внутренних норм.

«Всем понятно, что «Северный поток-2» де-юре является трансграничным проектом, но из-за того, что здесь присутствует высокая политизация со стороны известных оппонентов нашей страны, европейские власти в Брюсселе очень боятся того, что их, в конечном счете, обвинят в бездействии перед лицом «российской угрозы», - резюмирует Гривач.

Известно, что «борьба» с энергетической зависимостью от России является любимой темой многих европейских популистов, хотя, несмотря на это, в последние годы доля «Газпрома» на европейском газовом рынке продолжает расти. При этом, режим европейских санкций совершенно не мешает этому объективному экономическому процессу, поскольку в последние годы доля «Газпрома» в европейском газовом потреблении превысила треть.

«Другой вопрос, что никто в Брюсселе не хочет стать в глазах общественности «пособниками русских хакеров» или еще кем-то в этом духе, поэтому европейские власти спешат разделить здесь ответственность с национальными правительствами стран-членов Евросоюза, чтобы иметь какой-то согласованный порядок действий по этому вопросу», - заключает Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 30.03.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики