Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку-2» — быть: в Брюсселе пытаются назначить крайнего

«Северному потоку-2» — быть: в Брюсселе пытаются назначить крайнего

Вопрос будущего газотранспортного проекта «Северный поток-2» сегодня стал одной из главных тем в политических взаимоотношениях России и стран Европейского союза.

“Северный поток-2” – неизбежен, но Еврокомиссия боится это признать
«Северный поток-2» – главный на сегодня
проект России и Евросоюза

В Евросоюзе хотят создать правовую базу по «Северному потоку-2»

Очевидно, что с экономической точки зрения данный проект полностью отвечает интересам всех участвующих в нем сторон, а все претензии сводятся к доводам политического характера, которые продвигают на континенте европейские союзники Соединенных Штатов.

В этой связи показательным выглядит сообщение датского издания Politiken со ссылкой на источники в национальном правительстве Дании о том, что Еврокомиссия разослала предложение всем странам Евросоюза с просьбой собраться и обсудить проблему «Северного потока-2». 

Примечательно, что вопрос здесь ставится насчет правового статуса этого газопровода, который в настоящий момент не урегулирован европейскими юридическими нормами.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это начинание Еврокомиссии связано с тем обстоятельством, что «Северный поток-2» не подпадает под европейское право.

«Северный поток-2» не регулируется европейским правом

Этот проект идет по дну Балтийского моря и, соответственно, его работа регулируется только международным морским правом, а Брюссель со всеми своими многочисленными правилами повлиять на него не может.

«Кроме того, здесь есть и внутриполитический момент, когда каждая из сторон внутри этого паневропейского объединения пытается переложить ответственность по принятию больших решений на другую. В итоге Еврокомиссия в данном начинании просто пытается разделить ответственность за этот проект с европейскими правительствами», - констатирует Гривач.

Дело в том, что «Северный поток-2» в настоящее время подвергается огульной критике в Европе, а сами европейские чиновники не хотят нести по этому вопросу никакой ответственности.

«В самом этот проекте юридически все предельно просто и понятно. «Северный поток-2» – это проект, который затрагивает многие европейские страны, но который заканчивается на территории Евросоюза, а, значит, не может регулироваться в каком-то операционном режиме контролирующими органами Брюсселя», - резюмирует Гривач.

Алексей Игоревич замечает, что правила европейского рынка здесь не могут применяться, поскольку «Северный поток-2» де-юре не работает на территории Евросоюза.

«Северный поток-2» свяжет Россию, Германию и «Баумгартен»

«Под европейские нормы в этом случае подпадают только водопроводы, продолжающие «Северный поток-2» уже на территории Европы, но не сама магистральная труба, которая должна связать Россию и австрийский хаб «Баумгартен», - заключает Гривач.

Отметим, что «Баумгартен» является одним из трех крупнейших газораспределительных центров в Европе и универсальной международной площадкой по торговле природным газом.

Интересно, что это прямой продукт сотрудничества между СССР и ФРГ, поскольку он появился после того, как немцы и австрийцы заключили в 1968 году с Москвой первый долгосрочный договор на поставку отечественного газа на территорию Западной Европы.

Поэтому не стоит удивляться тому, что главными лоббистами «Северного потока-2» в Европе сегодня являются немецкий бизнес и австрийские власти. Немцы, как известно, это главные потребители российского газа в Европе, а Австрия на всем этом хорошо зарабатывает.

Ведь в «Баумгартене» российский газ затем торгуется по всей Европе, причем с хорошей наценкой и по контрактам всех типов – от долгосрочных до так называемых своповых.

Брюссель боится ответственности за «Северный поток-2»

«Таким образом, на сегодня ситуация складывается так, что европейцы могут контролировать только закупщиков российского газа и те газопроводы, по которым этот энергоресурс будет распределяться конечным потребителям в Европе, но не сам «Северный поток-2». Поэтому Брюссель и пытается разработать какие-то внутренние нормы по этому проекту, чтобы хотя бы сделать вид, что этот проект не пускается на самотек», - констатирует Гривач.

На сегодня, как замечает эксперт, Евросоюз может регулировать только экологические вопросы по «Северному потоку-2», а все остальное – это уже предмет международного морского права, на которое Брюссель не может наложить своих внутренних норм.

«Всем понятно, что «Северный поток-2» де-юре является трансграничным проектом, но из-за того, что здесь присутствует высокая политизация со стороны известных оппонентов нашей страны, европейские власти в Брюсселе очень боятся того, что их, в конечном счете, обвинят в бездействии перед лицом «российской угрозы», - резюмирует Гривач.

Известно, что «борьба» с энергетической зависимостью от России является любимой темой многих европейских популистов, хотя, несмотря на это, в последние годы доля «Газпрома» на европейском газовом рынке продолжает расти. При этом, режим европейских санкций совершенно не мешает этому объективному экономическому процессу, поскольку в последние годы доля «Газпрома» в европейском газовом потреблении превысила треть.

«Другой вопрос, что никто в Брюсселе не хочет стать в глазах общественности «пособниками русских хакеров» или еще кем-то в этом духе, поэтому европейские власти спешат разделить здесь ответственность с национальными правительствами стран-членов Евросоюза, чтобы иметь какой-то согласованный порядок действий по этому вопросу», - заключает Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 30.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики