Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Шантаж Майданом». Почему Минск не признает газовый долг перед Россией

«Шантаж Майданом». Почему Минск не признает газовый долг перед Россией

Вчера в очередной раз безрезультативно завершились переговоры России и Белоруссии по газовому долгу Минска. Как рассказал вчера глава Минэнерго Александр Новак, страны так и не преодолели принципиального разногласия на сумму в $700 млн.

— Господин Новак отметил недостаточно конструктивную позицию Минска по газовому спору. Что касается его заявлений о неготовности Белоруссии погасить так называемый долг перед Россией за газ, то белорусская сторона не рассматривает данные средства в качестве долга, — сказал сегодня пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Владислав Сычевич.

Во многом претензии Белоруссии вызваны размером не контрактной, а конечной цены на газ для крупных промышленников и потребителей, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

— Так, если контрактная цена по прошлому году была около $136 за тысячу «кубов», то для конечного потребителя она составляла уже около $400, что и вызывало недовольство среди населения и чиновников, — поясняет он.

По словам Юшкова, столь колоссальная разница между контрактными и розничными ценами на газ складывается «благодаря» местным посредникам, то есть в завышенной цене виновата не Россия, а белорусские энергетики.

— В итоге выходит, что, по версии моих белорусских коллег, с которыми мне вчера удалось поговорить, мы своими низкими ценами на газ способны сдержать недовольство белорусского населения, а значит — возможный Майдан. Другими словами, происходит чистой воды шантаж: вы нам дешёвый газ, а мы вам — стабильность в нашей стране, — рассуждает Юшков. — Даже если и так, то скидка не может даваться «просто так» — в обмен Россия, естественно, рассчитывает получить либо экономические, либо политические дивиденды, но их нет.

К примеру, России очень интересна была бы приватизация местных нефтеперерабатывающих заводов (Мозырского или Новополоцкого НПЗ) или «Беларуськалия», перечисляет Юшков, с точки зрения политики — размещение военной базы или хотя бы признание Крыма российским.

Россия отмечает недостаточно конструктивную позицию белорусской стороны, заметил вчера глава Минэнерго Новак. Напомним, нежелание Минска оплачивать долг уже привело к тому, что в прошлом году Россия ограничивала поставки нефти, а затем и нефтепродуктов в республику, что в итоге заставило Минск начать поставки более дорогой нефти из Ирана.

Вероятно, разрешение вопроса возможно только на высшем уровне, вчерашние переговоры глав правительств это лишний раз подтвердили, заключил эксперт.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 31.03.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики