Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск будет вынужден заплатить Москве $700 млн

Минск будет вынужден заплатить Москве $700 млн

Отказ Лукашенко платить газовые долги уронил Белорусский ВВП на 1,5%

Минск отказался признавать задолженность в $700 млн за голубое топливо, поставленное Россией в 2016 году. Стороны отложили решение долгового спора до встречи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко, намеченной на 3 апреля. Хотя позиция белорусского лидера пока непримирима, в итоге он будет вынужден согласиться с доводами Москвы. Топливный конфликт дорого обходится Минску — только в январе белорусский ВВП сократился на 1,5%.

Российско-белорусские нефтегазовые разногласия дошли до последней инстанции, то есть до глав государств Владимира Путина и Александра Лукашенко. Не помогли даже переговоры премьеров Дмитрия Медведева и Андрея Кобякова, которые состоялись 30 марта. Москва и Минск продолжили отстаивать собственные позиции: Россия по-прежнему требует погашения долга за газовые поставки в прошлом году в размере $700 млн, Белоруссия, как и раньше, не хочет исполнять эти обязательства. Более того, Минск заявил, что вообще никакого долга не существует.

Напомним, что последнее противостояние между Россией и Белоруссией длится уже более года. Тогда в Минске заявили, что цена российского газа в $136,6 за тысячу кубометров, установленная на 2016 год, является несправедливой. Белорусы были согласны платить $73 (примерно столько же составляет стоимость голубого топлива внутри нашей страны) и не более. Москва настаивала, что уже и так снизила расценки на углеводородное сырье на 5,3% по сравнению с 2015 годом. Кроме того, Европа в 2016-м покупала российский газ в среднем по $167 за тысячу кубов, так что условия, поставленные Белоруссии, являются более чем лояльными.

Переговоры об урегулировании этого конфликта ни к чему не привели. Более того, Минск пошел на его обострение и в одностороннем порядке стал платить за газ меньше положенного, а также без согласия Москвы увеличил тарифы на транзит российской нефти в Европу. Россия в ответ снизила поставки нефти в Белоруссию.

Теперь газовый вопрос станет основой темой переговоров Путина и Лукашенко, которые намечены на 3 апреля. По мнению экспертов, платить по счетам Минску все-таки придется, и решение этого вопроса должно быть принято именно на встрече президентов. «Минск настаивает на том, что цены на российский газ для Белоруссии должны быть такие же, как и в нашей стране. Действительно, это предусмотрено в проекте интеграции России и Белоруссии в Союзное государство. Однако в соответствии с тем же документом окончательно сравняться цены должны после 2022 года. А на данный момент этот спор должен решаться в рамках двусторонних отношений государств», — полагает завкафедрой международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Владимир Саламатов.

По мнению заведующего сектором Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, вероятно, в результате будет достигнут компромисс. «Скорее всего, цены за 2016 год будут установлены на уровне $100, а в нынешнем году стоимость газа будет повышена до $120–130. Лукашенко должен понять, что российские экономические преференции стоят гораздо дороже лояльности, которую Минск далеко не всегда проявляет на геополитической арене», — отмечает эксперт.

Если Белоруссия будет продолжать проявлять строптивость, то Россия сможет предъявить соседям и другие претензии. Как заявил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, Белоруссия в последнее время стала «перевалочной базой» или «задней дверью», через которую в нашу страну попадают санкционные продукты. Россельхознадзор уже ограничил поставки говядины и говяжьих продуктов, произведенных в Минской области, так как заподозрил, что они были изготовлены из украинского сырья. Аналогичные меры Россия может применить по отношению и к другим белорусским предприятиям.

«В конце концов, Минск кровно заинтересован в урегулировании газовой конфронтации. Как заявил Андрей Кобяков, из-за сокращения поставок российской нефти, которая также является одним из камней преткновения в конфликте вокруг голубого топлива, белорусский ВВП только в январе этого года сократился на 1,5%. Если Минск не согласится с доводами Москвы, в будущем потери экономики соседней республики могут стать еще серьезнее», — полагает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 31.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики