Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск будет вынужден заплатить Москве $700 млн

Минск будет вынужден заплатить Москве $700 млн

Отказ Лукашенко платить газовые долги уронил Белорусский ВВП на 1,5%

Минск отказался признавать задолженность в $700 млн за голубое топливо, поставленное Россией в 2016 году. Стороны отложили решение долгового спора до встречи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко, намеченной на 3 апреля. Хотя позиция белорусского лидера пока непримирима, в итоге он будет вынужден согласиться с доводами Москвы. Топливный конфликт дорого обходится Минску — только в январе белорусский ВВП сократился на 1,5%.

Российско-белорусские нефтегазовые разногласия дошли до последней инстанции, то есть до глав государств Владимира Путина и Александра Лукашенко. Не помогли даже переговоры премьеров Дмитрия Медведева и Андрея Кобякова, которые состоялись 30 марта. Москва и Минск продолжили отстаивать собственные позиции: Россия по-прежнему требует погашения долга за газовые поставки в прошлом году в размере $700 млн, Белоруссия, как и раньше, не хочет исполнять эти обязательства. Более того, Минск заявил, что вообще никакого долга не существует.

Напомним, что последнее противостояние между Россией и Белоруссией длится уже более года. Тогда в Минске заявили, что цена российского газа в $136,6 за тысячу кубометров, установленная на 2016 год, является несправедливой. Белорусы были согласны платить $73 (примерно столько же составляет стоимость голубого топлива внутри нашей страны) и не более. Москва настаивала, что уже и так снизила расценки на углеводородное сырье на 5,3% по сравнению с 2015 годом. Кроме того, Европа в 2016-м покупала российский газ в среднем по $167 за тысячу кубов, так что условия, поставленные Белоруссии, являются более чем лояльными.

Переговоры об урегулировании этого конфликта ни к чему не привели. Более того, Минск пошел на его обострение и в одностороннем порядке стал платить за газ меньше положенного, а также без согласия Москвы увеличил тарифы на транзит российской нефти в Европу. Россия в ответ снизила поставки нефти в Белоруссию.

Теперь газовый вопрос станет основой темой переговоров Путина и Лукашенко, которые намечены на 3 апреля. По мнению экспертов, платить по счетам Минску все-таки придется, и решение этого вопроса должно быть принято именно на встрече президентов. «Минск настаивает на том, что цены на российский газ для Белоруссии должны быть такие же, как и в нашей стране. Действительно, это предусмотрено в проекте интеграции России и Белоруссии в Союзное государство. Однако в соответствии с тем же документом окончательно сравняться цены должны после 2022 года. А на данный момент этот спор должен решаться в рамках двусторонних отношений государств», — полагает завкафедрой международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Владимир Саламатов.

По мнению заведующего сектором Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, вероятно, в результате будет достигнут компромисс. «Скорее всего, цены за 2016 год будут установлены на уровне $100, а в нынешнем году стоимость газа будет повышена до $120–130. Лукашенко должен понять, что российские экономические преференции стоят гораздо дороже лояльности, которую Минск далеко не всегда проявляет на геополитической арене», — отмечает эксперт.

Если Белоруссия будет продолжать проявлять строптивость, то Россия сможет предъявить соседям и другие претензии. Как заявил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, Белоруссия в последнее время стала «перевалочной базой» или «задней дверью», через которую в нашу страну попадают санкционные продукты. Россельхознадзор уже ограничил поставки говядины и говяжьих продуктов, произведенных в Минской области, так как заподозрил, что они были изготовлены из украинского сырья. Аналогичные меры Россия может применить по отношению и к другим белорусским предприятиям.

«В конце концов, Минск кровно заинтересован в урегулировании газовой конфронтации. Как заявил Андрей Кобяков, из-за сокращения поставок российской нефти, которая также является одним из камней преткновения в конфликте вокруг голубого топлива, белорусский ВВП только в январе этого года сократился на 1,5%. Если Минск не согласится с доводами Москвы, в будущем потери экономики соседней республики могут стать еще серьезнее», — полагает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 31.03.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики