Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Россия не допустит Brexit Белоруссии»: эксперты оценили соглашение Путина и Лукашенко

«Россия не допустит Brexit Белоруссии»: эксперты оценили соглашение Путина и Лукашенко

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко достигли мирного разрешения накалившегося в последние месяцы до предела энергетического конфликта. Минск согласился отдать долг за «голубое топливо», а Москва пообещала скидки на газ и возобновила поставки нефти союзной республике в полном объеме. Мы попросили экспертов оценить, кто и сколько выиграл или проиграл от реанимированной дружбы двух стран.

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: «Многолетняя история российско-белорусских переговоров показывает, что по их итогам далеко не всегда можно однозначно сказать, кто вышел из них победителем, а кто потерпел поражение. Последняя встреча Путина и Лукашенко не является исключением. Обе стороны достигли определенных результатов — Москва получила предварительные гарантии возврата Белоруссией долга за поставки газа, а Минск добился возобновления импорта нефти в прежних объемах и скидок на «голубое топливо». Символично, что для достижения таких результатов потребовалась личная встреча президентов и переговоры в формате «один на один».

На какое-то время страсти вокруг тематики энергетического сотрудничества наших стран поутихли. Однако пока рано считать, что разрешены все конфликты, которые в последнее время возникали в экономических отношениях Москвы и Минска. Остается еще много вопросов, которые касаются, в частности, поставок в Россию белорусской сельскохозяйственной продукции, в том числе, молока, сыров и мяса, претензий нашего Роспотребнадзора и неконтролируемого транзита через территорию Белоруссии в нашу страну санкционных продуктов из Европы. Поскольку все эти вопросы так или иначе перекликаются, можно предположить, что потребуется еще не один раунд переговоров, чтобы их урегулировать».

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Нет причин ставить точку в российско-белорусском газовом противостоянии. Несмотря на определенные подвижки, все может вернуться на прежние места.

Москва в конце прошлого года уже говорила Минску, что готова пойти на уступки в этом споре. Белоруссия тогда также подтвердила готовность возвратить накопившийся долг за газ в размере $726 млн. Россия давала добро на применение механизма межбюджетной компенсации, средствами от которой Белоруссия могла бы компенсировать потери бюджета, и в следствии чего снизить цены на газ для своих национальных потребителей.

Москва также соглашалась восстановить поставки нефти в полном объеме по беспошлинной схеме, что давало бы Минску возможность дополнительно заработать на экспорте переработанного сырья. Кроме того, Россия пойдет на рефинансирование (погашения старых обязательств за счет предоставления новых кредитов) долга Белоруссии на сумму $750-800 млн, не связанного с конфликтом в нефтегазовой сфере. Имеются в виду межгосударственные кредиты, выданные по линии фонда ЕврАзЭс.

Но Лукашенко в последний момент пошел на попятнцю. Не исключено, что и сейчас, буквально по дороге из Москвы в Минск, он снова выкинет какой-нибудь фокус и примет решение, перечеркивающее достигнутые компромиссные варианты».

Владимир Фейгин, президент Института энергетики и финансов: «Главное, что извлекли обе стороны из последних переговоров Путина и Лукашенко, это достижение долгожданного перемирия и прояснения накопившихся вопросов. При этом ни Минск, ни Москва не потеряли лицо. Мы получили не только обещание по возврату долга, но и согласовали механизм поставок газа в Белоруссию на будущие годы. Теперь цены для союзного государства будут устанавливаться не на ежегодной основе, а поэтапно, по заранее проработанной системе.

Другими словами, Лукашенко больше не требует единовременного снижения тарифов на «голубое топливо» до внутрироссийского уровня. Это будет происходить постепенно, и цены, как и планировалось, сравняются в рамках создания единой торговой зоны, к 2025 году. Минск, в свою очередь, вернул себе в полном объеме поставки нефти — 24 млн тонн в год (реэкспорт российской нефти, поставленной на беспошлинной основе, и продажа за границу продуктов ее переработки дает Минску дополнительный ежегодный доход на сумму $1-1,25 млрд — «МК»).

При этом неправильно говорить, что Москва пошла на поводу у Минска и в очередной раз предоставила ему безвозмездные преференции. Мы сами стремились к интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Хотя завершения этого процесса ждать еще долго, его участники двигаются навстречу друг другу. Поэтапное снижение цен на газ — это своеобразная «дорожная карта», которая будет способствовать дальнейшему прогрессу в наших отношениях. Минск может сколько угодно тормозить различные процедуры и грозить разрывом достигнутых договоренностей. Однако порвав с ЕАЭС, Лукашенко придется расстаться с возможностью в итоге получить желаемую стоимость газа. Для его страны тогда не будут действовать условия единого рынка капитала, товаров и услуг. Бесплатного белорусского Brexit наша страна не допустит».

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 04.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики