Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Из-за российской трубы Дании не нравятся собственные законы

Из-за российской трубы Дании не нравятся собственные законы

Европейские страны расписываются в бессилии помешать строительству ключевого газопровода «Северный поток – 2». Дания внезапно обнаружила, что и хотела бы вставить российскому проекту палки в колеса, да ей мешает собственное законодательство. Однако самые сложные препятствия на пути «СП – 2», похоже, все-таки впереди.

Дания хочет изменить законодательство, чтобы в случае плохой политической конъюнктуры оставить за собой право запретить строительство газопровода «Северный поток – 2». Об этом заявил министр энергетики страны Ларс Кристиан Лиллехольт, передает Reuters. 

Дания еще в марте получила заявку от Газпрома на одобрение строительства трубы в территориальных водах страны, и в скором времени правительство должно начать ее рассмотрение. Ранее Дания и Швеция совместно обратились в Еврокомиссию по поводу правовой оценки проекта. В конце марта они получили ответ от ЕК, которая признала, что не имеет никаких юридических оснований препятствовать строительству «Северного потока – 2», хотя политически этот проект им и не нравится. По словам Лиллехольта, Дания получила от ЕС запрос предоставить мандат на проведение переговоров с Россией.

В настоящее время подобного рода проект можно законным образом остановить только по экологическим соображениям. В апреле Минприроды России передало восьми заинтересованным странам документацию по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) газопровода «Северный поток – 2». И позиция Дании подтверждает, что экологических оснований отказать в прокладке трубы у них нет – как и не было их при одобрении несколько лет назад строительства «Северного потока – 1». Именно поэтому правительство Дании размышляет о том, чтобы поменять законодательство ради создания юридической возможности запрета проекта чисто по политическим причинам.   

«Апелляция идет исключительно к политическому вопросу. Что-то в этом духе должно было произойти все равно. Связь такая: Россия – плохая страна, а Газпром – государственная компания, поэтому надо остановить проект под предлогом возможной угрозы национальной безопасности Дании. Но юридически для этого нет никаких оснований», – считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Однако эксперт уверен, что попытка преподнести эту трубу как угрозу датской национальной безопасности вряд ли будет успешной. «Как это может быть связано с безопасностью страны? Конечно, в контексте текущей ситуации в Сирии не исключаю какие-то истерики на эту тему. Но рассуждать об этом можно на уровне эмоций в парламенте, но не на уровне серьезных юридических решений», – повторяет Симонов.

В парламенте Швеции под воздействием США представители ряда политических партий тоже с полной серьезностью утверждали, что оборудование для укладки труб может быть использовано для высадки российского десанта. Однако в конце концов Швеция все же одобрила использование одного из своих портов компанией Nord Stream 2 AG, которая занимается прокладкой трубы.

«И Дания даст добро, потому что не сможет обойти главный аргумент: она ранее уже дала разрешение на строительство первых двух ниток «Северного потока», который успешно работает. К тому же в этом месяце должна начаться процедура одобрения заявки на строительство трубы. И если они сейчас начнут менять законодательство – это будет очень некрасивая история с точки зрения Европы», – считает Симонов

Впрочем, это вовсе не означает, что «Северный поток – 2» ждет спокойное будущее. Морская часть проекта не подвластна законодательству ЕС, а значит, не попадает под действие третьего энергопакета. Но Газпрому необходимо передавать газ далее по территории Германии, где начинают действовать европейские энергетические правила. В частности, Газпром не может одновременно быть и владельцем трубы, и владельцем прокачиваемого газа. Как раз по этой причине возникли проблемы у газопровода OPAL – продолжения «Северного потока – 1» на европейской территории. Из-за судебного иска Польши Европейский суд временно заблокировал Газпрому полный доступ к мощностям OPAL.

«Изначально было понятно, что Дания – самое слабое звено из всех четырех стран – участников морской части газопровода. Давление на Данию идет со стороны США и ЕС. Брюссель чужими руками пытается вставить палки в колеса российского проекта. План такой: держать Газпром в напряжении, чтобы он все свои силы тратил на морскую часть газопровода, работал на износ, а потом расслабился. И в этот момент с новой силой ударить, но уже по поводу прокладки сухопутного участка трубы, где есть куда больше возможностей для создания препятствий», – полагает Симонов.

Иначе говоря, Газпром, скорее всего, получит разрешение на прокладку трубы по территориальным водам Дании, однако на этом его проблемы далеко не закончатся. Симонов предсказывает, что «юридические попытки заблокировать российский газ на суше еще будут». 

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 10.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики