Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко завязал Кремль в «газовый» узел

Лукашенко завязал Кремль в «газовый» узел

Минск добился от Москвы кредитов, скидок на «голубое топливо» и права на реэкспорт нефти

В четверг, 13 апреля, нефтегазовая война между РФ и Белоруссией закончилась. Причем, похоже, победой Минска.

С одной стороны, Минск погасил $ 726 млн. долга за поставки российского газа, накопленного с января 2016 года, чего в течение 15 месяцев и добивалась Москва. С другой, Минск сделал этот платеж только после того, как по итогам переговоров президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко белорусской стороне был обещан новый российский кредит до $ 1 млрд., а также очередной транш из фонда ЕврАзЭс на $ 600 млн.

Мало того: Минск также получил скидку на газ — сейчас его цена для Белоруссии составляет около $ 130 за 1 тыс. кубометров и рассчитывается в долларах. Глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко подписали протокол о внесении изменений в условия поставки газа в 2018—2019 годах. Из них следует, что белорусы получат дисконт — по данным СМИ, не менее 20%.

При этом Москва и Минск договорились к началу 2018 года сформулировать принципы единого рынка газа, в рамках которого его цена должна различаться только затратами на транспортировку.

Наконец, Владимир Семашко и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подписали протокол о внесении изменений в соглашение об экспорте нефти и нефтепродуктов в Белоруссию. Минск сможет уже в этом году получить 24 млн тонн российской нефти беспошлинно (с середины 2016 года Москва урезала такие поставки, чтобы побудить белорусскую сторону к оплате долга за газ). При этом из общего объема Белоруссия будет перерабатывать «не менее 18 млн. тонн», заявил Дворкович.

Более 90% громадян, согласно опросу, считают себя щирыми украинцами, хотя говорят «по-москальски»

Остальные 6 млн. тонн пойдут на реэкспорт и будут «перетаможиваться», с тем чтобы экспортные пошлины с них поступали в бюджет Белоруссии. Если цена на нефть Urals будет около $ 55 за баррель, Минск сможет получить за счет экспортной пошлины около $ 570 млн в год.

Россия от нефтегазового примирения с Белоруссией, с точки зрения экономики, мало что выигрывает. И складывается впечатление, что мы инвестируем не в экономику, а в геополитику. Подпитывая Минск деньгами и развивая с ним интеграцию, Кремль пытается не допустить в Белоруссии «цветной революции» по украинскому сценарию.

«Цветной» риск для Минска реально существует. Проблема в том, что Лукашенко все больше опирается на националистические антироссийские элементы. Эти элементы неуклонно разрастаются, и рано или поздно могут набрать критическую революционную массу.

Что стоит за нефтегазовой сделкой Минска и Москвы, насколько надежны «белорусские» инвестиции Кремля?

— Нефтегазовые договоренности кажутся односторонними только на первый взгляд, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Говорю это как человек, который лично принимал участие в переговорах в Минске.

Самый главный итог переговоров — Минск признал газовый долг. Благодаря этому возобновлены нефтяные поставки в Белоруссию. С одной стороны, такое решение кажется проигрышным для российской стороны. С другой, белорусы теперь не будут возвращать на российский рынок 1 млн тонн нефтепродуктов, полученных из российской нефти. Это значит, что на российском рынке появляется свободная ниша, которую смогут занять отечественные нефтепереработчики.

Понятно, что Белоруссия, в основном, зарабатывает деньги на переработке российской нефти, причем уже сейчас глубина этой переработки довольно высокая. Нефть добывается, кстати сказать, и в самой Белоруссии — 1,65 млн тонн в год, и этот показатель стабилен несколько лет. Однако вся нефть, которая добывается внутри страны, сразу идет на экспорт.

Да, последние договоренности показывают, что мы субсидируем белорусскую экономику. Но если мы и даем белорусам кредит, то ведь не бессрочный — Минску его придется выплачивать. Это так называемые «инвестиции под роспись», а не какой-то лобовой проигрыш.

«СП»: — Но мы еще даем белорусам скидки на газ, разве это не проигрыш?

— Скидки на газ неизбежны. Ценовая конъюнктура складывается таким образом, что газ все сильнее дешевеет. Кроме того, нужно учитывать, что к 2025 году Россия и Белоруссия приходят к единому рынку энергоресурсов, который подразумевает и равную доходность.

Поэтому логично ожидать сужения разницы между внутренней российской ценой на газ и ценой для белорусов. И лучше сужать этот коридор постепенно, чем скачком — тогда процесс пройдет менее болезненно, прежде всего для «Газпрома».

Замечу, переход к единому энергорынку — это условие союзного государства. Если мы с белорусами все-таки строим единое пространство, нужно придерживаться ранее обозначенных ориентиров.

При этом Россия даже выигрывает: к общему рынку мы придет только через 8 лет, и за это время сможем неплохо заработать на поставках в Белоруссию.

«СП»: — Договоренности в области энергетики позволяют гарантировать, что в Белоруссии не случится «цветной революции» по модели Украины?

— У меня от Белоруссии нет ощущения предреволюционной ситуации. Страна выглядит очень спокойной, люди, судя по разговорам, настроены на мирную жизнь, причем большинство из них удовлетворено своим лидером. Надо понимать: благодаря Лукашенко, в Белоруссию идут приличные иностранные инвестиции — и китайские, и прибалтийские. Хотя в основном, конечно, белорусская экономика завязана на российских энергоресурсах.

Думаю, в Белоруссии украинский сценарий не повторится. В отношениях с Украиной, на мой взгляд, Кремль поставил «не на ту лошадь». Виктор Янукович, напомню, выиграл еще президентские выборы 2004 года, но побоялся первого Майдана, устроенного сторонниками Виктора Ющенко, и не взял бразды правления в свои руки.

В 2013 году ситуация в чем-то повторилась: Янукович снова не проявил достаточную волю, и предпочел поверить европейцам. По идее, он мог бы второй Майдан жестко разогнать, пусть даже с жертвами. Да, при таком сценарии, не исключено, погибли бы десятки человек в Киеве. Зато не возникло бы противостояния в Донбассе, в результате которого погибли уже десятки тысяч человек. Будь на месте Януковича более вменяемый и твердый политик, возможно, отношения РФ-Украина складывались бы сейчас по белорусской модели.

Сейчас, понятно, Украина потеряна для нас на долгие годы. Но Лукашенко — все же не Янукович. Поэтому энергетическое сотрудничество с Минском будет только расширяться. Нам важно и удержать Белоруссию в орбите своего влияния, и сохранить ее как надежного транзитера российских энергоресурсов на Запад. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 14.04.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики