Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Антрацитовый тупик: Украину охватывает «энергокризис века»

Антрацитовый тупик: Украину охватывает «энергокризис века»

Остановка пятой по счету Славянской ТЭС на Украине из-за острой нехватки угля марки «А» говорит о том, что Украина уже столкнулась с энергокризисом, преодолеть который будет очень непросто. Такое мнение для ФБА «Экономика сегодня» озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«В тот момент, когда Киев отказался покупать антрацитовый уголь у России и сознательно перекрыл поставки с Донбасса, сегодняшняя ситуация была предсказуема. Однако совершенно не ясно, как украинские власти собираются из нее выходить. Единственным возможным источником импорта дефицитного топлива стало дальнее зарубежье — США, Австралия или ЮАР. Польша не решит антрацитовой проблемы — единственное месторождение в этой стране уже едва покрывает потребность маленькой приграничной ТЭС на Украине. При этом уголь из РФ или Донбасса обходился бы Киеву существенно дешевле, нежели из стран, где его возможно заказать», — отмечает специалист.

Ранее на официальном сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины появилось сообщение, что из-за нехватки донбасского угля остановлена ещё одна теплоэлектростанция — антрацитовая Славянская ТЭС в городе Николаевка. Неделей ранее по той же причине были остановлены Змиевская ТЭС в Харьковской области, Приднепровская ТЭС в городе Днепре, Криворожская ТЭС в Днепропетровской области, а также самая мощная электростанция в Киевской области — Трипольская. 

Всего на Украине действуют 14 ТЭС, которые наряду с АЭС являются основными производителями электроэнергии в стране, семь из них работают на дефицитном антраците, остальные — на газовом угле. Полноценную работу продолжает работу только Луганская ТЭС в городе Счастье, она не входит в объединенную энергосистему страны, а входит в состав частной энергогенерирующей компании.

«Проблема в том, что покрыть нехватку электроэнергии, возникшую из-за остановки ТЭС, особо нечем. Атомные электростанции перегружать нельзя — они работают с советских времен, а полноценного ремонта в последние годы не было. Кроме того, топливо для них придется заказывать у той же „страны-агрессора“ России, а это для Киева политический провал. Возможно, частично перекрыть потерянные мощности можно было бы за счет газовой генерации, но именно из-за нехватки „голубого топлива“ страна старалась перейти на электроэнергию ТЭС, а газовые мощности оставить на сезон холодов», — подчеркивает специалист.

Ни реформ, ни угля, ни денег

Введенная 17 февраля украинским правительством чрезвычайная ситуация в энергетике 12 апреля была продлена до середины мая. Этот режим подразумевает управление всем территориальным энергетическим комплексом, а главным образом — тепловыми электростанциями, в ручном режиме. Приоритет переключается на атомные электростанции, что, по мнению экспертов, опасно для АЭС страны. При этом украинский кабмин не исключает возможность веерных отключений электроэнергии в стране.

«Отопительный сезон на Украине официально закончился 1 апреля, и теплое время года страна прожить сможет без особых проблем. Потребление горячей воды населению можно ограничить, веерные отключения тоже не вызовут столь бурной реакции населения, как это было бы зимой. Однако новый отопительный сезон не за горами, и в принципе не ясно, как Украина сможет его преодолеть.

Дело в том, что даже в сравнении с 2016 годом цена на газ в Европе существенно выросла, ибо зависит она от цены на нефть. Если в 2015-м году нефть стоила 28 долларов за баррель, то сейчас около $55. Соответственно и газ раньше Украина покупала по 200 долларов за тысячу кубометров, сейчас дешевле 240 предложений уже нет. Единственные источники, где страна может взять деньги на уголь и газ — кредиты Евросоюза, Всемирного Банка и МВФ.

При этом на масштабные реформы в энергосекторе, о которых громко заявлял Киев, тоже нет денег. Перевод генерации на солнечную или ветровую энергию — процесс очень дорогостоящий и требует многолетней системной работы. В Киеве же экономическая логика отсутствует в угоду политической, а финансы крайне ограничены. В этой ситуации украинское руководство может лишь заявить, что наступающий энергокризис и очередной виток роста цен на свет и тепло — цена независимости от России и Донбасса, а населению в очередной раз предложит потерпеть. Стратегия по преодолению кризиса в действиях Киева пока не просматривается вовсе», — заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 18.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики