Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как не заблудиться в Арктике

Как не заблудиться в Арктике

Регион интересный, но деньги надо считать на берегу

Понятно, что создать работающую концепцию среднесрочного экономического роста на старых идеях не получится, не важно, либеральные они или кейнсианские. Однако «других писателей» у нас нет. Поэтому государство постоянно пробует реанимировать старые схемы. Одна из них – большие государственные проекты. На прошлой неделе о себе напомнила Арктика.

Большие госпроекты идут рука об руку с идеей планирования, которую также пропагандируют с новой силой. Но как раз с планированием в Арктике не слишком хорошо. Все крупные проекты оставляют огромное количество вопросов. История строительства платформы для «Приразломной» стала нарицательной – и с точки зрения сроков, и с точки зрения затрат. Месторождение «Победа» гремело еще несколько лет назад – но проект покинула ExxonMobil, и его заморозили. Хотя в этом как раз была экономическая логика, если посмотреть на нефтяные цены.

А вот проект «Ямал СПГ», наоборот, завершается. Его реализуют частные инвесторы, но при фантастической поддержке государства. Это и деньги из ФНБ, и уникальный налоговый режим, и инвестиции в инфраструктуру. Скажем, почти 70% вложений в порт Сабетта – государственные деньги. Хотят продлить до него железнодорожную ветку – 80% расходов придется на бюджет. Государство финансирует и программу создания нового ледокольного флота – ведь даже проводку первого газовоза нового ледового класса все равно пришлось делать при помощи атомных ледоколов.

Владельцы проекта обещают почти весь газ продавать на мало освоенном Россией азиатском рынке. Однако ряд контрактов заключен с крупными трейдерами, которые на самом деле могут осуществлять отгрузки не только в Азию. Так, первый танкер уйдет именно на спотовый рынок, и география поставки пока не ясна. Государство за свои деньги создает конкуренцию на европейском рынке между российскими трубопроводным газом и СПГ, которые берутся фактически из одного места на полуострове Ямал.

Все эти шероховатости идеологи арктических проектов прекрасно понимают. На щит поднимается главный тезис – надо формировать спрос на российские технологии. Правда, их пока маловато. Упомянутый газовоз строили на корейских верфях. Да, есть мысль создать Центр строительства морских сооружений в Мурманской области. Но ведь планировали уже инжиниринговый центр разработки отечественных технологий производства СПГ – а потом пришлось признаться, что без иностранных партнеров тут никак. И никакого центра пока нет. В презентации проекта «Ямал СПГ» из 10 основных подрядчиков проекта только один российский – «Технопромэкспорт».

Много говорится о Северном морском пути, но реальных экономических расчетов никто не сделал. Зато есть идея создать специальную госструктуру для его развития. Пошли слухи и про министерство Арктики. Одновременно приходят новости о том, что при строительстве радиолокационного отделения на о. Врангеля украли 3 млрд руб. Нет, Арктика регион интересный, но все же деньги надо считать на берегу.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 03.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики