Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как не заблудиться в Арктике

Как не заблудиться в Арктике

Регион интересный, но деньги надо считать на берегу

Понятно, что создать работающую концепцию среднесрочного экономического роста на старых идеях не получится, не важно, либеральные они или кейнсианские. Однако «других писателей» у нас нет. Поэтому государство постоянно пробует реанимировать старые схемы. Одна из них – большие государственные проекты. На прошлой неделе о себе напомнила Арктика.

Большие госпроекты идут рука об руку с идеей планирования, которую также пропагандируют с новой силой. Но как раз с планированием в Арктике не слишком хорошо. Все крупные проекты оставляют огромное количество вопросов. История строительства платформы для «Приразломной» стала нарицательной – и с точки зрения сроков, и с точки зрения затрат. Месторождение «Победа» гремело еще несколько лет назад – но проект покинула ExxonMobil, и его заморозили. Хотя в этом как раз была экономическая логика, если посмотреть на нефтяные цены.

А вот проект «Ямал СПГ», наоборот, завершается. Его реализуют частные инвесторы, но при фантастической поддержке государства. Это и деньги из ФНБ, и уникальный налоговый режим, и инвестиции в инфраструктуру. Скажем, почти 70% вложений в порт Сабетта – государственные деньги. Хотят продлить до него железнодорожную ветку – 80% расходов придется на бюджет. Государство финансирует и программу создания нового ледокольного флота – ведь даже проводку первого газовоза нового ледового класса все равно пришлось делать при помощи атомных ледоколов.

Владельцы проекта обещают почти весь газ продавать на мало освоенном Россией азиатском рынке. Однако ряд контрактов заключен с крупными трейдерами, которые на самом деле могут осуществлять отгрузки не только в Азию. Так, первый танкер уйдет именно на спотовый рынок, и география поставки пока не ясна. Государство за свои деньги создает конкуренцию на европейском рынке между российскими трубопроводным газом и СПГ, которые берутся фактически из одного места на полуострове Ямал.

Все эти шероховатости идеологи арктических проектов прекрасно понимают. На щит поднимается главный тезис – надо формировать спрос на российские технологии. Правда, их пока маловато. Упомянутый газовоз строили на корейских верфях. Да, есть мысль создать Центр строительства морских сооружений в Мурманской области. Но ведь планировали уже инжиниринговый центр разработки отечественных технологий производства СПГ – а потом пришлось признаться, что без иностранных партнеров тут никак. И никакого центра пока нет. В презентации проекта «Ямал СПГ» из 10 основных подрядчиков проекта только один российский – «Технопромэкспорт».

Много говорится о Северном морском пути, но реальных экономических расчетов никто не сделал. Зато есть идея создать специальную госструктуру для его развития. Пошли слухи и про министерство Арктики. Одновременно приходят новости о том, что при строительстве радиолокационного отделения на о. Врангеля украли 3 млрд руб. Нет, Арктика регион интересный, но все же деньги надо считать на берегу.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 03.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики